Людмила Титова
Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:
Слайд 2
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Слайд 3
Публикация «Выступление на районном семинаре „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Чувство любви к Родине. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
А чувство любви к Родине - это патриотизм.
Слайд 4
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Слайд 5
В последнее время большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Слайд 6
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
Слайд 7
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Слайд 8
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Слайд 9
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию :
- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
- возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,
- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Слайд 10
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте :
- Семья
- Детский сад
- Родной город, село
- Родная страна
- Наша Армия
Слайд 11
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Обращение к отеческому наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой родился и живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Слайд 12
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашем ОУ создана ПРС, целью, которой является в первую очередь воспитание нравственно-патриотических чувств. Это территория русской культуры, музей "Русь избяная",где воспитатели часто проводят свои занятия, идет работа над проектом по краеведению «История и традиции нашего села», проектом «Комната боевой славы», также рассматриваются перспективные формы работы с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию.
Слайд 12, 13, 14 15, 16, 17, 18, 19.
Слайд 20
Актуальность нравственно-патриотического воспитания связана с тем, что в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера.
Нравственно-патриотическое воспитание – проблема комплексная и решить её можно постепенно, включая в этот процесс детей, семью, социум.
Наиболее важной является проблема обесценивания семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». И как следствие – необходимо массовое просвещение родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания. Воспитание у детей уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших в боях, приобщение к совместной деятельности детей и взрослых. Воспитание в традициях, исторических событиях, на примерах героических подвигов.
Слайд 21
Цель работы по нравственно-патриотическому воспитанию - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Слайд 22
В своей работе используем различные технологии:
- игровые,
- информационные,
-коммуникативные,
- проблемные,
-развивающего обучения,
-консультативные,
- визуальные,
- проектные,
-ИКТ.
Слайд 23
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
- Система и последовательность работы выстроена следующим образом-
- Тематические блоки:
- Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».
Слайд 24
Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д.
Слайд 25
Блок- «Культура и традиции»
- Знакомим детей с традициями и бытом России.
- Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества.
- Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия «На Руси велось» и сделали соответствующий проект, экскурсию в школьную библиотеку, где героиня русской народной сказки Машенька познакомила детей с произведениями русского народноготворчества.
Слайд 26, 27, 28.
Слайд 29
Блок - «Я и Родина».
- Знакомство дошкольников с родным селом, родной страной – процесс длительный и сложный.
- Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.
- Воспитывая у детей любовь к своему селу, подводим их к пониманию, что Козловка — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
- Взаимодействуем с начальной школой. Совместный проект «Моё село».
Слайд 30
Слайд 31
Блок - «Этих дней не смолкнет слава».
- Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов ВОВ и Боевой Славы, солдат Российской Армии.
Слайд 32
Слайд 33
Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинов Российской армии.
- Проводим акции «Письмо ветерану»,
- «Солдатская каша»
Слайд 34, 35, 36, 37, 38.
Слайд 39
Блок – «Вижу чудное раздолье…»
- Традиционным стало в зимнее время забота о птицах нашего села (участка).
- Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями.
- Проводим акцию «Согрей дерево».
Слайд 40, 41.
Слайд 42
Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».
- Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
- Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Начали работу над проектом «Моя родословная».
Слайд 43
В работе с родителями используем разнообразные формы:
- семинары – практикумы,
- посиделки,
- конкурсы,
- выставки,
- акции
- семейные кафе
Наши родители принимают активное участие в жизни ДОУ.
Слайд 44, 45.
Слайд 46.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Это слова знаменитого учёного - Д. С. Лихачёва
Слайд 47, 48, 49.
Слайд 50
В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.
Слайд 51
И закончить свой доклад мне хочется словами Михаила Васильевича Ломоносова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»
Мы,педагоги хотим и делаем всё возможное, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою Родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.