Кальянова Екатерина Александровна
Самообразование на тему «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
воспитатель – Лукьянович Екатерина Александровна
(Ф. И. О. педагога)
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Старшая группа.
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Введение:
Детство - важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни,
а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
Б. А. Сухомлинский
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду- это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности : в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.
Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.
Потребность в деятельности — особенность психического развития любого здорового ребенка. Познавая окружающий мир, он стремится действовать в этом мире.
Между описанным свойством психического развития ребенка, т. е. тягой к деятельности, и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одно из важнейших качеств личности.
Настоящий труд — это всегда преодоление. И малыша тоже надо учить преодолевать — преодолевать сопротивление материала, собственное неумение, непривлекательность работы, усталость.
Взрослый человек способен к такому преодолению, потому что у него достаточно развито чувство долга (и по отношению к членам своей семьи, и по отношению к обществу, потому что он за непривлекательной, положим, трудовой операцией способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде он утверждает себя, находит самовыражение, и еще по многим причинам взрослый способен справиться с непосредственным побуждением бросить работу, если уж оно возникнет.
У малыша всей этой системы поддержек пока еще просто нет. Мы должны ее постепенно — всем воспитанием — выработать. Но сделать это можно, опираясь на то, что у ребенка есть, на возможности, которые даны ему в силу законов возрастного развития.
Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят.
Цель работы по теме самообразования : объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.
Задачи:
* развивать трудовые навыки у детей;
* воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
* способствовать всестороннему развитию детей в труде
Актуальность темы
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице, конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда : «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А. С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию трудового воспитание у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные навыки трудового воспитания.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме трудовое воспитание.
Выход темы:
- консультация для педагогов
- родительское собрание.
- картотека дидактических игр по профессиям
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по трудовому воспитанию
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятий профессий.
- Ролевые игры на закрепление трудового воспитания.
- Беседы о профессиях (общих) родителей.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по трудовому воспитанию дошкольников.
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие трудового воспитания.
4 этап – родители рассказывают о своей работе.
Методическая работа
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, работа с
методической и периодической литературой Сентябрь 2017г. Список использованной литературы
создание предметно-развивающей среды. В течение года. Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию
Подготовка консультации для воспитателей
«Трудовое воспитание дошкольников» Ноябрь 2017г. Конспект консультации
Подготовка консультации для педагогов
«Труд и формирование личности ребёнка». Март 2018 г. Выступление на педагогическом совете.
Отчёт о проделанной работе по теме
самообразования на итоговом педсовете. Апрель 2018 г. Выступление на педсовете.
Отчёт о проделанной работе по теме
самообразования на родительском собрание. Май 2018 г. Выступление на родительском собрание.
Работа с детьми.
Формы работы Сроки Фома отчета
Знакомство детей с профессией почтальон. Октябрь 2017 г. Виртуальная экскурсия на почту.
Беседы, дидактические игры по
ознакомлению с трудом взрослых.
Знакомство с пословицами и поговорками о
труде Ноябрь 2017 г. Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».
Знакомство с профессией пекаря. Ноябрь 2017г. Виртуальная экскурсия на хлебозавод.
Знакомство детей с профессией продавец. Январь 2018 г. Виртуальная прогулка в магазин.
Знакомство детей с профессией учитель. Февраль 2018 г. Виртуальная прогулка в школу.
Посадка семян на рассаду. Март 2018 г. Трудовой десант «Мы – огородники».
Запись рассказов детей о том, кем они хотят
стать, когда вырастут. Оформление сборника
рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в
котором дети рассказывают, кем они хотят
стать, когда вырастут.) Май 2018 г. Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту».
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы.
Работа с родителями
Формы работы Сроки Фома отчета
Участие родителей в изготовлении
дидактических игр и демонстрационного
материала. В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и
бесед с родителями. В течение года
Анкетирование родителей с целью выявления их
отношения к трудовому воспитанию детей в
семье. Сентябрь 2017г. Анкетирование родителей на тему : «Воспитание трудолюбия в семье».
Подготовка информации для повышения
педагогической компетентности родителей. Октябрь 2017г. Папка-передвижка для родителей на тему : «Трудовое воспитание в семье».
Беседа с родителями. Ноябрь 2017г. Беседа с родителями «Какой труд доступен детям?»
Привлечение родителей к изготовлению
снежных построек на участке Январь 2018 г.
Трудовой десант «Зимние фантазии».
Подготовка выставки фотографий детей во
время трудовых действий. Апрель 2018 г. Фотовыставка «Мы любим труд!»
Подведение итогов. Май 2018 г. Проведение родительского собрание.
Список использованной литературы:
1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.
2. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998
3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
4. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
5. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. : Просвещение, 1991
6. Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание.