Татьяна Васильевна Ковылина
План по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
«Труд - это могучий воспитатель, а также средство
всестороннего развития человека»
А. С. Макаренко.
Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Публикация «План по самообразованию „Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание дошкольников в наше время является актуальной темой. В моем понимании, труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре ребёнок действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают три основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд и ручной труд.
Самообслуживание направлено на уход за собой. Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда происходит :
-накопление практического опыта;
-формирование навыков и умений;
-формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);
-формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);
-участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущение радости от результата труда, проявление внимания к партнерам по труду
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Как говорил А. С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;
Предполагаемый результат:
• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
• Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
• Развито ответственное отношение порученному делу;
• Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
План работы по теме
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Составление плана работы с детьми, подбор и изучение литературы Сентябрь-май 1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.
3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
4. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
5. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. : Просвещение, 1991
6. Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде. – М. : Просвещение, 1980 Анализ и
изучение
литерат
уры
Работа с детьми Сентябрь Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Занятие НОД: рисование на тему «Сбор урожая» Выставка
рисунков
«Сбор
урожая».
Октябрь Дежурство по столовой (расставление салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок», «Оденем Катю на прогулку». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья». Выставка
работ-
аппликаций
на тему
«Сезонная
одежда».
Поддерживание
чистоты
в группе.
Ноябрь Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду : изготовление поделок на тему «Животные жарких стран». Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к НОД. Выставка
поделок
«Животные
жарких
стран»
Декабрь Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой».Дидактическая игра «Кукла заболела». Изготовление елочных игрушек. Серия
занятий по
ручному
труду
на тему:
«Игрушки
на
елку».
Январь Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие НОД: рисование работников различных профессий. Конкурс
рисунков «Кто любит труд,
того
люди
чтут».
Февраль Ручной труд : изготовление поделок из лоскутков ткани. Дежурство по столовой. Дидактические игры: «Кто где работает?», «Разведка полезных дел». Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. Серия
занятий
по
ручному
труду,
обучающих
изготавливать простейшие
поделки из лоскутков ткани.
Март Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице. Посадка семян на рассаду. Игра поручение: «Собери семена в коробочку». Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Покажи Маше, как ухаживать за цветами». Трудовой
десант
«Мы-
огородники».
Апрель Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток». Конкурс
стихотворений «Все профессии
важны».
Май Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Выбираем работу». Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. Составление
сборника
детских
рассказов «Кем я
хочу
стать,
когда
вырасту».
Работа с семьей Сентябрь
Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. Анкетирование
родителей
на тему:
«Трудовое
воспитание дошкольников в семье».
Октябрь Консультирование родителей. Консультация
для
родителей
«Формирование
трудовых
навыков
детей».
Декабрь Консультирование родителей. Консультация
для
родителей
«Трудовое
воспитание
дошкольников
в
семье
и
детском
саду».
Январь
Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей. Папка-
передвижка
для
родителей
на тему:
«Трудовое
воспитание ребенка в семье».
Май Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. Выставка
«Мы любим
трудиться!»
Самореализация Ноябрь-март
Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы) Составление
картотеки
игр по
трудовому
воспитанию.
В теч. года Посещение кластеров, открытых встреч педагогов, семинаров,
тренингов.
Май Отчет по теме самообразования. Презентация.