МААМ-картинки

Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

Сержантова Лилия
Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

самообразование по теме :

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки.

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Публикация «Самообразование „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки“» размещена в разделах

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Ведущая педагогическая идея:

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Цель:

Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

Задачи:

- развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи,

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

- воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Ожидаемые результаты для воспитателя :

- повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное

Воспитание детей посредством сказки»;

- разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.

Ожидаемые результаты для детей:

- усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

- осознание детьми базовых нравственных качестВ: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

- понимание эмоционального состояния окружающих;

- Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

- Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Способ представления результата: май 2018г.

Показ сказки «Колобок» (кукольный театр) детям младшЕЙ группЫ.

Перспективный план работы с детьми

по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки»

На 2017 – 2018 уч. год

Период

Содержание

Цель

сентябрь

1. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.

3. Дидактическая игра «Угадай сказку»

- развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации.

- формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках.

- развивать познавательный интерес, умение отгадывать сказки по описанию поступков.

октябрь

1. Чтение и пересказ р. н. с. «Волк и семеро козлят».

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»

- учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

- развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки.

- развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.

ноябрь

1. Чтение и пересказ сказки «Бычок, смоляной бочок».

2. Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты.

3. Дидактическая игра «Из какой сказки герой

- учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

- дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.

- развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой они сказки.

декабрь

1. Беседа

«Волшебные сказки».

2. Знакомство со сказками Г. Х. Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева».

3. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).

- объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить радоваться, когда добро побеждает.

- познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать.

- учить детей использовать свои знания и опыт в играх; соблюдать правила игры. Развивать коммуникативные навыки.

январь

1. Н. О. Д. «В гостях у сказки».

2. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки»

- уточнить знание детей русских народных сказок, события которых происходят зимой, узнавать их героев, подсказывать персонажам сказок, как нужно правильно поступить. Формировать представления о честности, справедливости, доброте.

- учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок.

февраль

1. Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А. Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке.

2. Обыгрывание знакомых сказок.

- воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

- формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.

март

1. Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением).

2. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

- вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки.

- учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.

апрель

1. Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.

2. Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке.

- продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций.

- вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.

май

1. Сочинение вместе с детьми сказки : «Если бы я был (а) волшебником(-ей)».

2. Подготовка кукольного театра и показ младшим дошкольникам сказки «Колобок».

- совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат.

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им радость.

План саморазвития

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Поиск и выбор диагностик.

Совершенствовать уровень аналитических навыков.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Посещение РМО. Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение интерактивных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

План работы с родителями

по теме: «Духовно – нравственное развитие детей посредством сказки»

на 2017 – 2018 уч. год

Период

Содержание

Сентябрь

1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

1. Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

2. Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей».

Ноябрь

1. Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»

2. Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Декабрь

1. Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2. Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях).

Январь

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка»

«Как подружить ребёнка с книгой»

«О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Февраль

1. Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей».

2. Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы.

Март

Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»

Апрель

1. Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

2. Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Май

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

«Наши любимые сказки».

Изучение методической литературы в течение года

1. Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О. В. Бережнова.

2. Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

3. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».

4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.

5. З. А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.

6. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.

7. Е. А. Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд. Москва, Вако,2014г.

8. В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд. центр Владос,2010г.

9. О. А. Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.

10. Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».

Консультация для родителей

«Как подружить ребёнка с книгой»

Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы, приходя домой, хоть иногда видеть ребёнка не за монитором компьютера, а за книжкой. Но далеко не каждый может похвастаться любовью или хотя бы интересом своих детей к литературе. Детские впечатления самые сильные, и все основные качества и пристрастия закладываются в нас в детстве. Поэтому надо быть очень осторожным, чтобы слишком настойчивыми попытками приучить ребёнка читать и не отбить у него желание открывать книги в принципе.

Чтение – это не необходимость. Оно не должно ассоциироваться у ребёнка с чем-то важным, серьёзным и обязательным. Это удовольствие.

Если вы не знаете, с каких книг лучше начать (детское книгоиздание развивается очень стремительно, воспользуйтесь нашими советами.

1. Иллюстрации

Ребёнок познаёт мир, и ему интересно всё вокруг. Поэтому удержать его внимание размеренным чтением может быть сложно. И ваш главный помощник в этом – иллюстрации. Если в книге есть картинки, ребёнок точно обратит на неё внимание. Свобода выбора здесь безграничная - переиздания работ старых мастеров, рисунки современных молодых художников, реалистичность изображений или, наоборот, нарочитая «детскость»… Вы точно найдёте книжку, которую с удовольствием будете рассматривать вместе с ребёнком.

Но особое внимание стоит обратить на популярного шведского писателя и художника Свена Нурдквиста. Он прославился своими простыми забавными историями про старика Петсона и его котёнка Финдуса. Самое главное в его книгах – это иллюстрации. Они насыщены таким количеством деталей, что за разглядыванием одной картинки можно провести часы! Это не просто иллюстрации, это целые миры! И, закончив книжку, можно придумывать свои собственные истории по картинкам Нурдквиста.

2. Волшебно и странно

Волшебные миры, волшебные существа – практически беспроигрышный вариант, чтобы заинтересовать ребёнка. Правда, сейчас едва ли не любой, кто умеет писать, стремится выдумать собственный мир, собственных странных героев с труднопроизносимыми именами, как будто в этом залог успеха. Но удачных примеров немало! Один из них – книга Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада». Зоки – это маленькие и очень непослушные создания, которые больше всего на свете любят есть мёд и устраивать бедному Баде весёленькую жизнь. Поверьте, вы получите от этой книги не меньше удовольствия, чем ребёнок. Подзаголовок книги – «Пособие для детей по воспитанию родителей». Поэтому наверняка во многих ситуациях вы узнаете себя и сможете со стороны над собой посмеяться. А дети будут смеяться над уморительными зоками и незадачливым Бадой.

3. На самом интересном месте!

Практически все детские книжки небольшие по объёму. Долго держать внимание ребёнка очень трудно, мы об этом уже говорили. Но это не повод избегать длинных историй и толстых книг.

«Продолжение следует…» - одна из самых интригующих фраз в мире. По-настоящему интересная история с продолжением может увлечь самого отчаянного нелюбителя книг и превратить семейное чтение в самый приятный домашний ритуал. Тут главное – правильно выбрать историю. Она должна быть насыщена событиями, но не слишком, чтобы ребёнку было не сложно следить за повествованием и запомнить героев.

Для этого идеально подходят книги норвежской писательницы Анне-Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» и «Маленький подарок Антона». Это простые истории о жизни семьи. Но и обычная жизнь может быть полна приключений – у папы украли грузовик, а дети отправились его искать, из деревни приехала бабушка, в лесу дети встретились с настоящим медведем…

Самый простой способ заинтересовать ребёнка – оставить развязку очередной мини-истории на следующий день. Кто же украл папин грузовик? Смогут ли ребята сами его найти? И вам не придётся уговаривать ребёнка немножко почитать, он сам будет просить вас об этом!

Из более современных писателей обратите внимание на Кейт ДиКамилло. Героями её чудесных книг являются дети и животные. Они дружат, вместе попадают в разные переделки и помогают друг другу. Кстати, такие «долгоиграющие» книги лучше коротких рассказов ещё и потому, что ребёнок успеет привыкнуть к героям, а значит, научится сопереживать им.

4. Вечные ценности

Ну и напоследок – тяжёлая артиллерия! Вспомните всё, что вы сами любили читать в детстве. Достаньте с дальних полок зачитанные сборники сказок Андерсена, книги Астрид Линдгрен, Виктора Драгунского, Николая Носова, Эдуарда Успенского…Теперь вы с чистой совестью можете прочитать их снова (а заодно и сравнить, как отличается ваше сегодняшнее восприятие книги от того, как вы воспринимали её в детстве, - это очень увлекательно). На этих книгах выросло не одно поколение детей, так что они точно не подведут!

Вообще, единственный способ приучить ребёнка к чтению – это читать. Читать самим, чтобы он видел, что это действительно интересное занятие, раз взрослые посвящают ему столько времени. И читать вместе с ребёнком. Сначала вы ему, а потом – по очереди. Несмотря на все советы, выбор книг не так уж важен. Важен подход. Чтобы семейное чтение приносило удовольствием всем его участникам, читайте то, что по-настоящему нравится вам самим.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ.

Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством. Воспитатель.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду посредством сказкотерапии Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в ДОУ посредством сказкотерапии» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский.

Консультация для педагогов и родителей «Духовно-нравственное воспитание посредством сказок» Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы» В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 17:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Сержантова Лилия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД