Людмила Коробкова
Обобщённый педагогический опыт работы на тему «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание информационно педагогического модуля.
ИПМ №1. Условия формирования опыта.
ИПМ №2. Теоретическая база опыта.
ИПМ №3. Актуальность и перспективность опыта.
ИПМ №4. Новизна опыта.
ИПМ №5. Адресная направленность.
ИПМ №6. Трудоёмкость опыта.
ИПМ №7. Технология опыта.
Идея опыта :
Публикация «Обобщённый педагогический опыт работы на тему „Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Показать, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.
ИПМ №1. Условия формирования опыта.
Опыт моей работы сложился непосредственно в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №17», в котором я работаю на протяжении 19 лет в должности воспитателя, имею вторую квалификационную категорию.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому я считаю, что одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Опыт моей работы показал, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.
На формирование опыта моей работы оказал влияние личный интерес к проблеме экологического воспитания дошкольников посредством дидактических игр, ведь я на практике убедилась, что,руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях.
Анализ изученной литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста и собственная практика позволили мне обратиться к данной проблеме. Выстраивая систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников я использовала программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и рабочую программу «Люби и знай родной свой край».
Условиями возникновения и становления моего опыта по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний посредством дидактических игр явились следующие компоненты:
1. Мотивационный:
- желание привить детям любовь к природе,
- стремление обогатить знания детей по экологии,
- стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.
2. Теоретический:
- анализ знаний по ознакомлению с окружающим,
- анализ программных задач в каждой возрастной группе,
- творческое использование знаний и результатов диагностики,
- изучение новых образовательных технологий.
3. Практический:
- дифференцированный подход в обучении дошкольников,
- разработка практического материала по теме.
Планируя свою работу, я руководствуюсь следующими педагогическими идеями :
- идея сотрудничества (ДЕТИ – ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛИ);
- идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);
- идея опережающего развития;
- идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
- идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее, активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.
Работая по данной теме, определила для себя задачи:
- учить детей осознавать себя частью природы;
- воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы
вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;
- воспитывать у детей активную жизненную позицию;
- формировать у дошкольников азы экологической безопасности;
- формировать умение рационально использовать природные богатства;
- формировать у детей эмоционально – положительное отношение
к окружающему миру;
- подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для реализации вышеобозначенных задач необходимо было создать определённые условия. Это, в первую очередь, разумная организация игровой деятельности детей, которая способствует использованию новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьёй, а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организация совместной жизни детей и взрослых. Совместную игровую деятельность детей должна обеспечивать предметно-развивающая среда, которая является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и опыта.
Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды, я учитывала:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка,
- интересы, склонности, предпочтения и потребности,
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности,
- возрастные и полоролевые особенности.
Именно таким образом организованная игровая деятельность может способствовать положительным изменениям в показателях экологической воспитанности у дошкольников.
ИПМ № 2. Теоретическая база опыта.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
Основываясь на деятельностном подходе, в структуре экологической культуры ребенка выделяются компоненты: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
"Концепция дошкольного воспитания" (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизациювоспитательно-образовательного процесса детского сада через "…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…", а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к самостоятельной сознательной жизни.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизациивоспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка - это серьезное занятие.
"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения" К. Д. Ушинский.
Дидактическая игра является основной формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.
Дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
ИПМ №3. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлена развитием двух параллельных процессов – усугублением экологической проблемы планеты и их осмыслением населением планеты.
В конце 20-го века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим и каждый человек находился в непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине 20-го века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение, они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен.
Я считаю, что объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Чем глубже изучаются экологические законы учеными-теоретиками, чем сложнее становятся открываемые ими связи в природе, тем труднее воспринимаются эти законы рядовыми членами общества. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.
Чернобыльская катастрофа, аварии нефтяных танкеров, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух… Природа сама уже не в силах залечивать нанесенные ей раны. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И на сегодняшний день нет более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.
Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной.
Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этой проблемы? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.
ИПМ №4. Новизна опыта.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников посредством дидактических игрстроится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
ИПМ №5. Адресная направленность.
Опыт работы может быть эффективно использован педагогами дошкольных образовательных учреждений в группах различной направленности, так как он не требует дополнительного методического инструментария и пособий, что даёт возможность применения опыта к любой комплексной программе дошкольного образования.
ИПМ №6. Технология опыта.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, я обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомлю детей с дикими и домашними животными в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры использую не только в свободной деятельности воспитанников, но включаю в непосредственно образовательную деятельность:
- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта).
- по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания,
- по ознакомлению с окружающим,
- по логике и так далее и на других занятиях.
В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры с игрушками аналогами, игры с литературными персонажами, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Они помогают скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их я провожу со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что.», «Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что.». Или: «Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.».
Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорю детям для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом предлагаю детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.
Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Иногда я придумываю их сама на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогают закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.
Четкое разъяснение правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают дидактическую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Со старшими дошкольниками я играю в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др., предоставляю им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила игры.)
С детьми 5-6 лет интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий, прогулок. Например, осенью я провожу с детьми такие игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или куст по описанию». Ввожу элементы соревнования: «кто быстрее?», «кто больше?»
В подготовительной группе эти игры также проходят интересно, но я повышаю требования к выполнению задания, оно становится более самостоятельным, быстрым, объяснения – более полными. Дети 7 лет уже не просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание решения и ответа, сокращается.
Руководство дидактическими играми я осуществляю в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
В подготовку к дидактической игре входит : отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает : ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
При руководстве дидактическими играми обязательно учитываю принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова) :
1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером - сверстником.
3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т. д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы. Повышают уровень экологической культуры совместное участие в экологических выставках поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии», создавали предметно-развивающую среду. Тем самым выстраивала систему работы с родителями на основе сотрудничества, единства требований.