МААМ-картинки

Опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности»

татьяна соловьёва
Опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности»

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Публикация «Опыта работы „Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности“» размещена в разделах

«Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве».

Е. А. Панько [26] в статье «Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности дошкольников» утверждает: «Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов

от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование». Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности. Новые требования к системе дошкольного образования нацеливают педагогов на поиск новых форм и методов взаимодействия, как с детьми, так и с родителями по экологическому воспитанию личности ребё нка-дошкольника. В условиях стремительных изменений в дошкольном образовании возникла необходимость поиска более совершенных подходов в решении данного вопроса. Решением проблемы стало применение педагогической технологии – проектной деятельности, основанной на деятельностном подходе к обучению и воспитанию. Проектная деятельность развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения детей, в данном случае, в области экологического воспитания. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Однако, при использовании метода проектов в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками, возникли следующие противоречия:

- между традиционным подходом к содержанию и организации образовательного процесса по экологическому воспитанию дошкольников и потребностью введения новых технологий, наиболее адекватных современным целям образования;

- между объективной потребностью в экологической воспитанности дошкольников и отсутствием системного решения данного вопроса в практике работы с детьми;

- между необходимостью формирования экологической культуры и экологического сознания и недостаточным вниманием родителей к данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Диапазон опыта представлен системой реализации экологических проектов в рамках совместной деятельности (педагог – дети - родители) по формированию экологической культуры и экологического сознания у дошкольников.

Все выдающиеся мыслители и педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский [10] видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». К. Д. Ушинский [37] был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е. И. Тихеева [36]. Природу она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью». [36] Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования Л. В. Кокуевой [11], Л. М. Мезенцева [18], З. Ф. Аксеновой [1], С. М. Николаевой [23], О. А. Соломенниковой [35], Л. А. Каменевой [9] и др.

Особое значение в развитии экологического образования дошкольников имеют работы С. Н. Николаевой [22], Л. М. Маневцовой [18], Н. А. Рыжовой [29].

Основываясь на анализе ряда работ отечественных педагогов-психологов Н. Н. Поддъякова [27], Р. С. Немова [24], О. М. Дьяченко [8], Е. А. Панько [26], Л. С. Выготского [7], О. А. Сивенковой [33], раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, воспитатель сделала вывод о целесообразности внедрения проектно-исследовательской деятельности в практику работы с дошкольниками.

Проектная форма деятельности является педагогической технологией нового образования - одним из инновационных подходов в российском образовании.

«Дошкольный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею». [2]

Включение дошкольников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

В авторском пособии Ф. К. Белолуцкой «Организация детской проектной деятельности в детском саду» [2], используемом воспитателем в работе по внедрению проектов в совместную деятельность с дошкольниками, обозначена проблема использования проектного метода в системе дошкольного образования.

Авторы пособий Н. С. Варенцова «Опыт творческой проектной деятельности» [5], Л. С. Киселева «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» [13], О. А. Сивенкова «Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»[33] считают, что проектная деятельность реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, дает возможность объединять коллективную и индивидуальную деятельность в рамках единого педагогического процесса. «В конечном счете, данная технология обеспечивает рост личности ребенка, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей».[5]

«Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов».[6]

Ф. К. Белолуцкая писала: «В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат»[2].

Л. Д. Морозова определяет проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей; как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. [16],[17]

Изучив труды вышеуказанных ученых и педагогов-практиков, автор опыта пришла к следующим выводам:

проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;

в дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции различных видов детской деятельности и образовательных областей. Он может быть адаптирован ко всем возрастным группам и применим в любой образовательной области, в том числе и в области экологического воспитания дошкольников;

использование метода проектов в образовании дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

В основу опыта по внедрению системы работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности легли авторские пособия: Ф. К. Белолуцкой «Организация детской проектной деятельности в детском саду»[2],, О. М. Масленниковой «Экологические проекты в детском саду»[14], В. Е. Мельниковой «Метод проектов в преподавании образовательной области»[19],, Н. С. Варенцовой «Опыт творческой проектной деятельности»[5], Л. С. Кисилёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»[28], Н. А. Виноградовой «Образовательные проекты в детском саду»[6], З. А. Соколовой «Метод проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста» [32].

Опиралась на данные пособия педагогом был разработан комплекс проектов.

Материалы и пособия З. Ф. Аксеновой «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников»[1], Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»[3], Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой» [31], Л. А. Каменевой «Как знакомить дошкольников с природой»[9], В. Н. Кочергиной «Интегрированный подход к работе по методу проектов в экологическом воспитании дошкольников» [12], Л. М. Маневцовой «Мир природы и ребенок»[18], Т. В. Шпотовой «Цвет природы»[38], О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы экологизации развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры» [30], С. Н. Николаевой [21],[22], В. В. Смирновой «Тропинка в природу»[34] легли в основу бесед, творческих игр, познавательных мероприятий.

На основе методических рекомендаций Н. О. Никоновой, М. И. Талызиной [25] педагогом был разработан «Экологический дневник дошкольника». Ведение дневника способствовало решению задач экологического развития старших дошкольников. Дневник был рассчитан на весь учебный год и затрагивал разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, знакомство с художественным словом).

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Доклад по проектной деятельности «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Доклад по проектной деятельности «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Тема проекта Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с творчеством сахалинских писателей.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектной деятельности. Исследовательский проект «Откуда берутся бабочки?» Вид проекта. Исследовательский. Задачи: 1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта. 2. Развивать.

Из опыта работа «Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников» «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экологическое воспитание посредством театрализованной деятельности Предисловие. Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности» В Оргкомитет районного конкурса «Воспитатель года - 2018» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Новикова С. М. МБДОУ «Коммунарский.

Развитие речи дошкольников посредством мелкой моторики через разные виды деятельности (из опыта работы) Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Презентация опыта работы «Развитие творческой инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности» Развитие творческой инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности. Инициативная личность развивается в деятельности.

Экологическое воспитание у дошкольников посредством моделированияЭкологическое воспитание у дошкольников посредством моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности»
Опубликовано: 18 июня 2018 в 10:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна соловьёва (УИ 198290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД