Гафура Шарафутдинова
Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
Из опыта работы воспитателя высшей категории
Шарафутдиновой Г. А.
МБДОУ ДС КВ № 443
г. Челябинска
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально – волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.
Публикация «Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
В своей работе с детьми я использую словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей интерес к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.
Взрослые, играя с дошкольником, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы : мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Игра «Чёрный ящик»
Ребенок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать? И так далее. (в ящик можно положить мелкие игрушки, плоские геометрические фигуры)
Игра «Цепочка слов»
Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова) :рак – кот - танк –корова –аист…
Игра» Поймай слог»
(развитие слухового внимания и его быстроты)
Воспитатель «бросает «детям слог, а они должны превратить его в слово. Например : па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.
Игра «Почта»
(Русская народная игра)
Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог:
-Динь, динь, динь!
-Кто там?
-Почта.
-Откуда?
-Из Рязани! (любой город)
-А что там делают?
-Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают (и. т. п.)
Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.
Игра «Кузовок»
(Русская народная игра)
-Образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
-Корзинка, расписной платок.
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
Вот тебе кузовок,
Клади в него то, что на – ок,
Обмолвишься – отдашь залог.
Дети по очереди называют слова с ударным окончанием на – ок, например:» Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и. т. п.). Если кто- то ошибется, то кладет в корзинку залог.
По окончании игры разыгрываются залоги: корзинку накрывают платком, а кто- нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог вынется, что тому делать?» и т. д.
Речевые игры помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.
Используемая литература:
1. Ушакова О. С. «Придумай слово» Творческий центр»Сфера» 2014г.
2. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников» Сфера» 2015г.
3. Интернет – журнал «Талантливый педагог» №49 (Корнилова О. В.)