Папки-передвижки

Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

Гафура Шарафутдинова
Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

Из опыта работы воспитателя высшей категории

Шарафутдиновой Г. А.

МБДОУ ДС КВ № 443

г. Челябинска

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально – волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.

Публикация «Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы» размещена в разделах

В своей работе с детьми я использую словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей интерес к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Взрослые, играя с дошкольником, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы : мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Игра «Чёрный ящик»

Ребенок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать? И так далее. (в ящик можно положить мелкие игрушки, плоские геометрические фигуры)

Игра «Цепочка слов»

Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова) :рак – кот - танк –корова –аист…

Игра» Поймай слог»

(развитие слухового внимания и его быстроты)

Воспитатель «бросает «детям слог, а они должны превратить его в слово. Например : па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.

Игра «Почта»

(Русская народная игра)

Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог:

-Динь, динь, динь!

-Кто там?

-Почта.

-Откуда?

-Из Рязани! (любой город)

-А что там делают?

-Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают (и. т. п.)

Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

Игра «Кузовок»

(Русская народная игра)

-Образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

-Корзинка, расписной платок.

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

Вот тебе кузовок,

Клади в него то, что на – ок,

Обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с ударным окончанием на – ок, например:» Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и. т. п.). Если кто- то ошибется, то кладет в корзинку залог.

По окончании игры разыгрываются залоги: корзинку накрывают платком, а кто- нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог вынется, что тому делать?» и т. д.

Речевые игры помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

Используемая литература:

1. Ушакова О. С. «Придумай слово» Творческий центр»Сфера» 2014г.

2. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников» Сфера» 2015г.

3. Интернет – журнал «Талантливый педагог» №49 (Корнилова О. В.)

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие речи детей посредством приобщения к русскому народному фольклору» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком родного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
Опубликовано: 19 апреля 2015 в 11:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Гафура Шарафутдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД