Татьяна Фахритдинова
Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт по теме:
«Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
Разработка НОД
«По произведениям Сергея Михалкова»
1. Образовательные задачи:
• Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя С. Михалкого;
Публикация «Роль творчества С, В, Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, Занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Михалков С.В.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;
• Совершенствовать навыки построения рассуждений;
• Вспомнить с детьми названия и содержание произведений С. Михалкого, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.
2. Воспитательные задачи :
• Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы;
3. Развивающие задачи :
• Развивать чувство юмора, творческое изображение;
• Учить детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.
Материалы и оборудование: портрет С. В. Михалкого, его книги, иллюстрации к произведениям, “Королева книга” со страницами, разрезная картинка из четырех частей к сказке «Дядя Степа».
Методические приемы: игровая мотивация (приход Толстого Жука); дидактическая игра «Узнай произведение»; вопросы воспитателя; физкультминутка «Три поросенка».
Предварительная работа: чтение сказок С. В. Михалкого «Дядя Степа», "Фантазер", «Людоед», «Несбывшиеся мечты», «Толстый жук», «Котята (Считалочка)» и др.
Структура.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель. Ребята, вы верите в чудеса?
Дети: да!
Воспитатель. У нас в группе сегодня утром произошло настоящее чудо!
– Вы хотите увидеть?
Дети: да!
Воспитатель. Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте (дети закрывают глаза, педагог достает книгу-Королеву).
– А теперь открывайте глаза и смотрите. Увидели чудо? Видите, это королева Книга, какая она красивая? Она, вам нравится? (Да). Давайте откроем и заглянем на первую страницу. Что же на первой странице? Здесь, ребятки, правила обращения с книгой.
Дети:
Книги брать чистыми руками.
Книги нельзя рвать.
Книги нельзя мять.
Нельзя рисовать на книгах.
Нельзя загибать углы.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Умеете правильно обращаться с книгой.
– Но Королева книг нам подсказывает еще одно золотое правило, которое надо запомнить: “Книги любят тишину”, поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными, если хотите что-то сказать или ответить, надо руку поднимать. Все, запомнили это правило? (Да).
– Как мы должны вести себя?
Дети: тихо.
Воспитатель. Вот теперь мы можем заглянуть на следующую страницу, что же там?
– Кто это, ребята? (Сергей Владимирович Михалков).
– Сегодня Королева книг приглашает нас в гости к писателю, которого любят и взрослые, и дети, к Сергею Владимировичу Михалкову.
– В гости дедушка Сергей
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
– Хотите, в гости? (Да).
Тогда, пойдемте.
(Дети проходят и садятся на стулья).
На столе стоит портрет С. В. Михалкого, дети садятся на стулья, на доске иллюстрации к произведениям.
Воспитатель. Вот, мы и пришли в гости. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал С. В. Михалков. А сейчас я напомню вам немного и жизни С. Михалкого.
13 марта 1913 года родился в Москве в семье ученого птицевода Сергей Владимирович Михалков. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, занимался восстановлением народного хозяйства. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, в обычную школу пошел учиться в 4 классе.
С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах "Огонек", "Прожектор", "Известия", "Комсомольская правда". В 1935 году опубликована поэма "Дядя Степа". В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки "Три поросенка". В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С. В. Михалкова. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков.
Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной". Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его "Дядю Степу"- большого человека по прозванию "Каланча". Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года.
Воспитатель. Сегодня с Королевой книгой, мы вспомним произведения С. В. Михалкого.
– А вы, любите стихотворения?
Дети: да.
Воспитатель. Какие произведения С. В. Михалкого вы знаете?
Дети. «Дядя Степа», "Фантазер", «Людоед», «Несбывшиеся мечты», «Толстый жук», «Котята (Считалочка)».
Воспитатель. Молодцы, много знаете стихов.
– Давайте, посмотрим, что же на следующей странице Королевы книги (переворачивает страницу, на ней отрывок из “Дядя Степа”).
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Уважали дядю Стёпу
За такую высоту.
Шёл с работы дядя Стёпа -
Видно было за версту.
– Ребята, вы узнали, о каком стихотворении идет речь?
Дети: “Дядя Степа”.
Воспитатель. А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает среди выставленных книг “Дядя Степа”).
– Как ты догадался? (на ней дядя Степа нарисован.)
– Правильно ребята, по иллюстрации на обложке книги мы можем определить о ком или о чем говорится в этой книге, нам рисунок помог.
– Про кого, эта сказка? (Ответы детей.)
– Наши дети тоже приготовили вам сюрприз. Они выучили стихи про это произведение, и сейчас они вам их почитают. Давайте послушаем наших ребят.
I ребенок.
Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком
Из Москвы- столицы родом
Его автор - Михалков.
II ребенок.
Наши папы, наши мамы
Знали Стёпу хорошо.
Им читали эти главы
Но хотелось им ещё.
III ребенок.
Михалков решил продолжить
Всем ребятам рассказать.
И про сына дяди Стёпы
Книжку тоже написать.
IV ребенок.
У Степана сын родился
Нарекли его Егор
Что Степан, что сын явился
Молодцы, как на подбор.
V ребенок.
И сегодня, как и раньше.
Дядю Степу знают все.
Он нисколько не стареет
Предстает во всей красе.
Показ фрагмента из мультфильма "Дядя Степа".
Воспитатель. Спасибо, ребята, присаживайтесь на стулья. Я очень рада, что вы любите произведения С. В. Михалкого.
– Что же на следующей странице Королевы книги?
– Здесь загадки, ребята. Надо выбрать любую цифру, я загадаю вам загадку под этой цифрой. Если отгадаете, то окошко откроется.
1. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна (Медведь).
2. Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут ее … (Лиса).
3. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (Еж).
4. Комочек пуха
Длинное ухо.
Прыгает ловко
Любит морковку (Заяц).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы, справились с заданием. Посмотрите, наше окошко открылось. Вы, узнали кто это?
Дети. Это один из котят из считалочки Котята.
Воспитатель. Давайте заглянем на следующую страницу Королевы книги и посмотрим, что же еще она нам приготовила.
А здесь игра, с помощью которой мы узнаем как вы знаете произведения С. В. Михалкова. Услышав отрывок стихотворения, вы должны назвать произведение.
Дидактическая игра «Узнай произведение».
Нос распух, не видно глаза
Перекошена щека
И впиваясь, как игла
На хвосте жужжит пчела.
(Мой щенок.)
Вот у Коли, например
Мама - милиционер
А у Толи и у Веры
Обе - мамы
(А что у вас)
Мне поставили
Сегодня телефон
И сказали
"Телефон у нас включен!"
Я могу по телефону
С этих пор
С кем хочу вести
Из дома разговор.
(Телефон.)
Как-то летом, на лужайке
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.
(Лесная академия.)
Зеленые стебли,
Как сосны в лесу,
На крыльях его
Осыпают росу.
(Веселый жук.)
Воспитатель. Вам понравилось играть?
Дети. Да!
ФИЗМИНУТКА
Три поросенка. Здравствуйте, ребята. Вы нас звали? Воспитатель.
Давайте покажем, поросятам, свои пальчики.
Пять поросят гуляли на просторе,
(все пять пальчиков бегают по столу.)
Пять поросят пошли купаться к морю.
(Медленно переставлять пальчики по столу.)
Один из них устал.
(Загнуть большой пальчик.)
-Пойду домой, - сказал.
И вот вам результат:
Четыре поросенка гуляли на просторе,
Четыре поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
(Загнуть указательный пальчик.)
-Пойду домой, - сказал.
И вот вам результат:
Три поросенка гуляли на просторе,
Три поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
- Пойду домой, - сказал.
(Загнуть средний пальчик.)
И вот вам результат:
Два поросенка гуляли на просторе,
Два поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
(Загнуть безымянный пальчик.)
- Пойду домой, - сказал.
И вот вам результат:
Один поросенок резвился на просторе,
Один поросенок пошел купаться к морю,
Потом устал.
(Загнуть мизинчик.)
- Пойду домой, - сказал.
И вот вам результат:
Ноль поросят гуляют на просторе.
– Вот какие наши пальчики шустрые. Садитесь, ребятки.
– Что же на следующей странице Королевы книги?
– Кто это, ребята? (Толстый Жук).
– Вы хотите его оживить? (Да).
-Я вас превращу сейчас в волшебников. Закрывайте глаза и не подглядывайте. Загадывайте желание и произносите про себя, чтобы Жук ожил (звучит музыка и ребенка превращаем в Жука, одеваем крылья и усы. С окончанием музыки дети открывают глаза).
– Ребята, наша картинка ожила.
Толстый Жук. Я лежал на спинке?
Дети. Да!
Толстый Жук. Кверху ножки я держал и беспомощно жужжал?
Дети. Да!
Воспитатель. Спасибо Толстый Жук, присаживайся к ребятам.
– Ребята, скажите, этот герой из какого стихотворения к нам пришел?
Дети. Из стихотворения «Толстый Жук».
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, Сергей Владимирович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько произведений нам написал С. Михалков. Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).
– Почему, вам, ребята, нравятся эти произведения?
Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.
Воспитатель. Чему они нас учат?
Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
Воспитатель. Спасибо С. В. Михалкову за замечательные произведения. Я вижу, вы нарисовали рисунки к своим любимым сказкам. Какие они у вас получились замечательные.
– А сейчас я вас приглашаю посмотреть выставку рисунков.