Мария Петрова
Роль детского конструирования в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок много играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Конструкторы детские позволяют научиться всему: от названия предметов до создания этих самых предметов. Через игру малыш понимает, как все должно быть устроено. Так, если новорожденный увлечено грыз погремушку, а годовалый карапуз усердно складывал картинку из четырех кубиков, то ребенку постарше нужны более интересные игры. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор. Он позволяет ребенку конструировать машины и здания, создавая отдельные элементы или цельные композиции.
Публикация «Роль детского конструирования в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Детское строительство и конструирование из строительных материалов по-прежнему занимают значительное место в играх в детских садах. Сооружение построек является одним из способов осуществления игрового замысла. Иногда стройка предшествует игре: сначала строят дом, вокзал, мост, гараж, а затем развивается сюжет. Иногда стройка является собственно игрой.
При строительной деятельности ребенок должен уметь располагать постройки в пространстве. Для определения направления дети часто пользуются указательными местоимениями (туда, сюда, здесь, там, вместо того, чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе, глубже и др.) Иногда дети неправильно употребляют такие понятия как «высокий-низкий», «большой-маленький», «длинный-короткий», путают их и называют низкий предмет коротким. Именно конструктивная деятельность без явных дидактических способов дает возможность упражнять детей в правильном употреблении определений. Они воспринимают признаки материала органами чувств (осязания, зрения, осваивают такие понятия как величина, длина, ширина, объем. Конструктивная деятельность дает возможность получить отчетливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяженности предмета, пространственного расположения.
Мало того, конструируя, дети усваивают геометрические названия (брусок, кубик, конус, которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в школе им будут очень нужны.
Игры со строительным материалом способствуют совершенствованию речи детей : они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу то или иное решение. Таким образом, расширяется словарный запас, улучшается межличностная коммуникация.
Строительный материал привлекает внимание детей на протяжении всего дошкольного периода. В начале дети чаще всего спешат набрать как можно больше деталей, не зная толком что с ними делать. Затем наблюдают что с конструктором делают другие. Для успешного овладения детьми конструкторами, необходимо создать в группах соответствующие условия. Прежде всего, должно быть достаточное количество строительного материала. Не следует ограничивать в материале даже если дети работают по образцу, материала должно быть больше, чем требуется для постройки. Исключение составляют занятия во второй младшей группе, когда дети только приобретают навыки.
Приобретая умения в конструировании, дети должны одновременно усваивать названия строительного материала, учиться правильно называть их. К сожалению, многие взрослые все детали называют просто «кубиками». По существу, кубиками можно назвать только определенную группу деталей. Конечно, не стоит загружать дошкольников труднопроизносимыми словами вроде параллелепипед, трехгранный, четырехгранный. Такие слова нужно заменить на технические названия: брусок, пластина, арка, конус.
Благодаря конструктивной деятельности дошкольники овладевают элементарными умениями и навыки, но обучение должно проходить под руководством воспитателя, тогда постройки будут разнообразными и занятие вызовет интерес у большинства детей, даже у тех, кто не умеет или не хочет конструировать.
Обучение конструированию начинается с показа приемов стройки, образцов. Сооружая на глазах детей забор, ворота, гараж или мост воспитатель знакомит с возможным использованием материала. Соорудив три-четыре постройки по образцу, дети начинают создавать постройки по собственному представлению и замыслу.
Далее необходимо научить детей элементарно планировать свою деятельность. Предвидение – сложная задача для дошкольника. Обычно состав материала подсказывает цель, но воспитатель должен постепенно научить детей предвидеть какие детали и в каком количестве могут понадобиться. Будет ли постройка большой или маленькой, высокой или низкой, из какого материала, как будут располагаться отдельные ее части. Планирование предполагает умение наметить очередность в выполнении замысла.
Воспитатель задает наводящие вопросы, вносит предложения, каким образом помогая ребенку спроектировать дальнейшую постройку, предвидеть результат. Безусловно, на первых этапах обучения это предвидение весьма ограничено и то, что получается в итоге, резко отличается от первоначального замысла.
Конструктивная деятельность дает возможность получить отчетливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, пространственного расположения конструкции. Установление взаимосвязи строительной игры и труда решает важные воспитательные задачи: развивает инициативу и творчество, формирует умение планировать свою деятельность, воспитывает художественный вкус и любовь к коллективной работе.
Сегодня производители игрушек выпускают самые разные конструкторы : из металла, пластмассы, дерева, магнитные. Самые популярные – это Lego и Lego Duplo для малышей, BanBao, Magformers, Mega Blocks, Лесовичок (деревянный, Полесье.