Елена Антонова
Самообразование как часть непрерывного педагогического образования и условие профессионального роста педагога
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, когда общество осознает необходимость качественного улучшения образования, в современном мире все чаще говорят о непрерывном образовании, без которого невозможно успешное развитие государства.
В современной системе образования формируются и новые образовательные потребности педагогов. Любой педагог сознательно стремится к повышению своей профессиональной компетенции. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свои должностные обязанности, на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Введение новых профессиональных стандартов в образовательный процесс требует от педагога постоянного профессионального роста. Чтобы оставаться профессионалом, педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию.
Публикация «Самообразование как часть непрерывного педагогического образования и условие профессионального роста педагога» размещена в разделах
Практика показывает, что в последнее время наиболее мотивированным способом повышения профессионального мастерства педагога является самообразование.
Стремление и способность к самообразованию как стремление к росту и самосовершенствованию является одним из показателей профессиональной компетентности педагога. Самообразование расширяет и углубляет знания, дает возможность осмыслить и применить передовой опыт, накопленный в области педагогики, на более высоком теоретическом уровне.
Самообразование - первый шаг к совершенствованию профессионального мастерства. Педагог самостоятельно пополняет и конкретизирует свои знания, находит эффективные и приоритетные для себя приемы работы с воспитанниками, получает представление об инновационных методиках и технологиях.
Самообразование как форма повышения квалификации в нашем детском саду практикуется уже несколько лет.
Мотивами, побуждающими педагогов к самообразованию, послужили следующие факторы:
• желание творчества (творческий человек не захочет из года в год проводить одни и те же занятия, делать с детьми одни и те же поделки, рисунки, должно появиться желание большего и разнообразного);
• конкуренция (желание быть лучшим, опытным в коллективе);
• общественное мнение (любому педагогу небезразлично мнение, прежде всего, родителей, коллег, администрации)
• материальное стимулирование (квалификационная категория, грамоты, благодарственные письма и звания, вплоть до правительственных наград зависят от квалификации и уровня мастерства педагога, а высокого уровня мастерства и профессионализма без постоянного совершенствования и самосовершенствования не добиться).
Формы самообразования могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Большая часть педагогов выбирает индивидуальную форму самообразования. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако старший воспитатель и заведующий в нашем саду могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Групповая форма может осуществляться в виде деятельности творческих групп. Мы практикуем объединения нескольких воспитателей в работе над темой, актуальной в свете реализации образовательной программы, а так же близкой по содержанию годовым задачам работы ДОУ. Чаще всего в группе работают уже опытные педагоги и начинающие или малоопытные педагоги. Опытные, творчески работающие воспитатели выбирают темы более углубленные, увлекая за собой молодых воспитателей.
После выбора темы составляется план самообразования. Выявляется проблема, освещается актуальность данной темы, разрабатываются этапы работы, сроки реализации, подведение итогов работы.
Срок реализации плана педагог определяет сам, он может быть от года до трех лет. Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практике дошкольного воспитания, особенностей личности и опыта самого педагога.
Основными направлениями работы над самообразованием в нашем детском саду являются темы по речевому развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, социально-нравственного развития, по работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Примерные темы самообразования педагогов нашего детского сада следующие:
Развитие нравственно-патриотических чувств детей 3-4 лет посредством приобщения к русской народной культуре.
Воспитание юного петербуржца через художественно-эстетическое развитие.
Развитие речи детей младшего возраста через экологические сказки.
Роль изо-деятельности в работе с детьми с ОНР.
Развитие математических навыков (состав числа, решение примеров).
Педагоги детского сада используют следующие формы самообразования :
самостоятельное изучение педагогической литературы, статей и новинок методической литературы;
участие во всех формах методической работы детского сада и района;
изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе образования;
посещение семинаров и конференций;
взаимопосещение занятий коллег с последующим обменом опытом,
анализ своей работы и ее результатов.
Педагоги ДОУ активно практикуют прохождение дистанционных курсов повышения квалификации, участие в онлайн конференциях, семинарах, конкурсах.
Такие формы самообразования дают возможность пройти курсы повышения в удобное для педагогов время, возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
С развитием сети Интернет и других информационно-коммуникационных технологий педагоги получают доступ к любой информации. Педагоги нашего ДОУ активно пользуются электронными ресурсами. Они также сами размещают свои методические разработки и делятся публикациями и статьями из своего профессиональной опыта работы в сетевых педагогических сообществах.
Сетевое сообщество - это новая форма организации самообразования педагогов. В сетевом сообществе объединяются единомышленники, педагоги разных регионов страны, желающие рассказать о себе, поделиться опытом и соответственно применить чужой опыт в своей профессиональной деятельности. В таких сообществах, на основе отзывов других участников по конкретным работам, педагоги делают определенные выводы и сами участвуют в рецензировании работ коллег.
Любая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается что - то новое или нет каких-либо достижений.
Заканчивая свою работу над определенной темой, педагоги нашего детского сада представляют разработанные методические материалы по своей теме, представляют результаты своей работы на педагогических советах, методических объединениях, проводят открытые занятия для коллег, участвуют в проведении мастер-классов, семинаров.
По окончании работы над конкретной изученной темой каждый педагог пишет отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Активное участие администрации детского сада является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуального плана, его реализации и мониторинга результативности.
В методическом кабинете нашего ДОУ в помощь педагогам, особенно начинающим, формируется банк материалов, включающий списки рекомендованной литературы, разные варианты планов работы по самообразованию, образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности, образцы литературных источников, новинки литературы и другая информация.
В результате самообразования педагогов у нас создан квалифицированный кадровый потенциал для работы в условиях реализации ФГОС ДО. Результатом работы является повышение профессиональной компетентности педагогов. И самое ценное, что меняется позиция педагога по отношению к детям. Из педагогов «дающих» знания, наши воспитатели, учителя-логопеды, специалисты ДОУ становятся партнерами, помощниками, друзьями воспитанников.
За последние годы педагоги детского сада № 70 представили опыт своей работы на различных методических мероприятиях района и города. Опыт накопленный в ходе работы по самообразованию помогает занимать призовые места вместе с воспитанниками на районных и городских конкурсах и других мероприятиях.
Список литературы:
1. Львова Л. Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ. Журнал «Справочник старшего воспитателя». № 11, 2008.
2. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2005, 160 с.
3. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию. Журнал “Дошкольное воспитание”, № 8, 2004, 3 с.