Людмила Великородная
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагога в условиях личностно-ориентированного
▼ Скачать + Заказать документы
Новое время стремительно преподносит новые веяния в образовательную среду. В связи с этим в последнее время широко обсуждается вопрос о компетенции педагога. Какие знания будет преподносить педагог новой формации? Этот вопрос остается открытым во все времена. Перемены в обществе, инновационные изменения в образовании заставили думать и работать по-новому. Глобальное преобразование актуализировало проблему самообразования. Системе образования необходимы специалисты с нестандартным подходом. Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Они результат научных поисков педагогов, целых коллективов.
Темочки:
К. И. Чуковский: «Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…»
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
• осуществляется добровольно;
• осуществляется сознательно;
• планируется, управляется и контролируется самим человеком;
• необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть воспитателя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Главное в самообразовании МОТИВ!
Мотивы, побуждающие нас воспитателей к самообразованию
Конкуренция: Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в садик, просятся в группу к конкретному воспитателю. Хороший воспитатель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, и у родителей воспитанников.
Общественное мнение: Каждому воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».
Материальное стимулирование: Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Самое главное интерес к своему делу: Учиться просто интересно! Вправе ли педагог воспитывать детей, если не будет постоянно учиться сам?
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно обучать и воспитывать. Я перечислю основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием :
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
• методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Что для этого необходимо делать?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Теперь я перечислю конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога :
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий, участие в профессиональных конкурсах, для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий, работа в сети Интернет, в том числе размещение своих материалов.
Работа над темой самообразования. Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
На основании этого каждый педагог составляет личный план. На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результат самообразования : повышение качества обучения воспитанников,
разработанные или изданные методические пособия, программы, сценарии, исследования, разработка новых форм, методов и приемов обучения, доклады, выступления, разработка дидактических материалов, наглядностей, разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.