Ирина Алейник
Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования №4»,структурное подразделение №1
Консультация
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей дошкольников».
Выполнила: воспитатель Алейник И. А.
Ефремов 2018 г.
«Театр – волшебный край,
в котором ребёнок радуется, играя,
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
а в игре он познаёт мир»,
С. И. Мерзлякова
Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.
Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.
По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:
1. в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
2. развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
3. происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
4. активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;
5. совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
6. развивается эмоционально - волевая сфера;
7. происходит коррекция поведения;
8. развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
9. стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
10. участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.
Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Под понятием «режиссёрские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребёнок манипулирует, как режиссер: сам создаёт сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребёнок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Сходство игр с режиссёрской работой состоит в том, что ребёнок сам придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы, куклы
би-ба-бо, «шапочки» героев произведения, маски и т. д. и соответствует определению: «Драматизировать, значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности : интонацию, мимику, пантомиму.
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только, как вид игровой деятельности, но и как средство всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениям, знаниями, развивают интерес к литературе и театру.
Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности: самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребёнка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность, Игра-драматизация способствует освоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, а это - искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.
Театрализованная деятельность включает в себя :
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры - драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.
Театрализованная деятельность строится по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Во время театрализованной деятельности необходимо :
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- в заключение различными способами вызывать у детей радость.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители.
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
• с художественным образованием и воспитанием детей;
• с формированием эстетического вкуса;
• с нравственным воспитанием;
• с развитием коммуникативных качеств личности;
• с развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
• снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
• раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
• развитие реальных мотивов :
1. игра и обучение не должны быть из-под палки;
2. внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
3. внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится!»)
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, песенным и танцевальным творчеством. Музыка и театрализация увеличивают заинтересованность и обостряют впечатления детей.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично.
Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности возможно лишь при соблюдении следующих условий:
• с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;
• воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
• заботиться об оснащении театрализованных игр : приобретении театральных игрушек, изготовлении игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;
• уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений
для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками.
В содержание занятий по театрализованной деятельности должны быть включены:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• коррекционно-развивающие игры;
• упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;
• ритмические минутки (логоритмика);
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
театральные этюды;
• подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами её драматизации : жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т. д.
Большую роль в развитии дошкольников играет кукольный театр.
Очень хочется упомянуть о таком виде деятельности театрализации, как театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Куклы могут всё или почти всё! Они творят чудеса : веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. «Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, лёгкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что с театрализованной деятельностью тесно связано и развитие общения, совершенствование речи. В театрализованной игре дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Список используемой литературы:
• Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.
М., КНОРУС", 2003 г.
• Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду.
(пособие для работников дошкольных учреждений) – М. : ТЦ “Сфера”, 2001 г.
• Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности.
М. Владос, 2003г.