Татьяна Заварухина
Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников»
«Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Очень важно с ранних лет
развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,
вглядываться в нее и вслушиваться»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Современное общество ориентировано на творческую, активную личность, умеющую приспосабливаться и взаимодействовать с окружающей действительностью и природой.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, вместе с тем, заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребенка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его сенсорику и развивает эстетическое восприятие (чувство прекрасного). Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Экологическому воспитанию в наше время уделяется все большее внимание. Оно становится важнейшим педагогическим направлением в дошкольном возрасте.
В соответствии с требованиями ФГОС к ДО педагог должен постоянно самосовершенствоваться и использовать новые подходы к образовательной деятельности с детьми. Современные тенденции работы с детьми дошкольного возраста предполагают интегрированный подход. Именно поэтому, для меня наиболее эффективным стал интегрированный подход, предполагающий экологизацию различных видов деятельности. С этой целью я решила использовать такое направление, как изоэкология.
Изоэкология – еще новое, мало использованное слово, которое соединяет в себе изобразительную деятельность детей и экологическое образование.
По определению Сердитых Е. В., изоэкология – вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения.
Ведущую роль в изоэкологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству. Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом развития творческих способностей ребенка, а с другой стороны – стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость.
Для работы по данному направлению я разработала перспективные планы для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
На занятиях по изоэкологии решается комплекс задач: дети систематизируют свои знания о природе, у них формируется интерес к окружающему миру, развивается любознательность, познавательная активность, желание отобразить свои впечатления от общения с природой в рисунках, аппликации, конструировании и других видах изобразительной деятельности. Кроме того, у детей развивается образное представление, творческое воображение и способности, которые они реализовывают через продуктивную деятельность.
Способность заметить, выделить красоту объектов в природе развивается постепенно, но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния, то оно может задержаться. Поэтому я стараюсь направлять эстетическое воспитание окружающей действительности своих воспитанников.
Всю работу по изоэкологическому воспитанию провожу в 3 этапа:
I этап – Рассматривание репродукций пейзажей, натюрмортов, книжной графики.
При рассматривании репродукций картин, предметов природы всегда использую художественное слово, стараюсь подбирать яркие, поэтические строчки писателей и поэтов, которые вдохновляют детское творчество. Обязательно использую музыкальное сопровождение, которое усиливает восприятие образов природы и настраивает на творческую деятельность. На первом этапе опираюсь на имеющийся детский опыт, рассматриваю с детьми сначала более простые, знакомые предметы природы и картины, затем знакомлю с более сложными произведениями искусства. При рассматривании для развития восприятия, образного представления, творческого мышления использую дидактические игры и упражнения. Например, «Цвета картины», «Ближе – дальше», «Собери картину», «Составь натюрморт» и др. На этом этапе происходит развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
II этап – Наблюдения в природе
На этом этапе происходит более углубленное восприятие образов и явлений окружающего мира, дети в целом и детально знакомятся с различными природными объектами, которые можно потрогать, понюхать, попробовать (если это безопасно). На данном этапе прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; бережное и заботливое отношение к растительному и животному миру. Осуществлению познавательного процесса на этом этапе мне помогают игры-путешествия, беседы-рассуждения, создание проблемных ситуаций, видео-экскурсии, экологические игры, викторины, проекты.
В процессе наблюдения в природе у дошкольников происходит развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление экологического и эстетического сознания, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира.
III этап – Отражение детских впечатлений в художественном творчестве
На этом этапе происходит активизация и закрепление полученных знаний в процессе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной творческой деятельности детей. Здесь наибольшее внимание уделяю развитию эстетического восприятия и творческих способностей детей. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах и явлениях природы. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности, применяют различные техники при выполнении работ.
На данном этапе наибольшее время отвожу совместной деятельности с детьми – занимательным делам, включающим в себя рисование, аппликацию, конструирование из природного материала. Как показывает опыт, дети очень любят работать с природным материалом, так как учатся видеть в простой форме необычные образы.
На занятиях по изоэкологии использую самый разнообразный природный материал – камни, песок, ракушки, листья, ветки, кору, семена, плоды и многое другое.
Кроме этого, развивать творческие способности детей мне помогает использование нетрадиционных техник изображения, которые я активно применяю на практике (печать листьями, оттиск пробками, штампы из овощей, рисование солью, ветками, песком и др.)
Работа с детьми дошкольного возраста по изоэкологии позволяет ребенку постигать прекрасное, осваивая цвет, линии, звуки, симметрию и асимметрию, формы и свойства. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы при общении детей с миром природы. Природа выступает средством познания, мотивации, развития и восприятия. Ведь именно через нее можно увидеть гармонию, т. е. основу красоты: разнообразие и сочетание красок, форм, звуков.
Таким образом, работа по формированию экосознания и развитию творческих способностей детей средствами изоэкологии приводит к тому, что дети постепенно становятся более открытыми, уверенными, любознательными, активными, а их работы – более творческими и интересными.