Мария Поташникова
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.
Задачи:
-Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.
-Совершенствовать мастерство воспитателей.
Форма проведения мастер- класса :
Лекция с элементами презентации + практическая работа.
Участники: педагоги ДОУ.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе проектной деятельности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Дидактический материал: презентация, раздаточный материал (маркеры, ватманы для практической работы)
Ход мастер - класса
Тема нашего мастер – класса «Развитие познавательных интересов в процессе проектной деятельности». Цель мастер – класса, проводимого сегодня – познакомить вас с двумя способами проектной деятельности.
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от нас новых форм организации педагогического процесса в ДОУ. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях. Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать его в настоящем. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка. Мы с вами уже прослушали не одну консультацию по организации проектной деятельности в ДОУ, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
Вопросы педагогам :
1. Что такое проектная деятельность? (Самостоятельная и совместная со взрослым исследовательская, познавательная, игровая, творческая, и продуктивная деятельность. В процессе которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты, в ней развиваются познавательные способности, проявляется активность, любознательность, творчество, способность рассуждать.)
2. Назовите виды проектов.
Творческие (После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.)
Исследовательские (Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.)
Игровые (Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.)
Информационные (Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
3. Назовите основные этапы методов проекта
Проект – это Пять «П» :
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы вам предлагаем познакомиться с двумя способами разработки проектов :
1. «Модель трех вопросов»
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Часы».
Что мы знаем о часах:
Часы идут.
Часы бывают разной формы.
Часы бывают с кукушкой.
По часам определяют во сколько надо идти в детский сад.
Что хотим узнать?
Из чего делают часы?
Как раньше определяли время.
Какие часы были раньше?
Можно ли самим сделать часы.
Где найдём необходимую информацию?
В интернете.
В книгах.
Спросить у родителей.
Посмотреть по телевизору.
Сходить в музей.
2. Метод «Мыслительных карт»
Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок может добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
Педагог демонстрирует разработку проекта «Часы».
III. Практическая часть. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на команды и разработать проект разными способами : «Модель трех вопросов» и «Метод мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта команда определяет сама.
Уважаемые коллеги, благодарим всех за участие в мастер - классе. Желаем вам творческих успехов.
Литература.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .
3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101