Татьяна Туркина
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ
результатов использования новых образовательных технологий.
Группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. Для решения задач направлений развития и образования ребенка я использую образовательные технологии : здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, исследовательской деятельности, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии.
Публикация «Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий» размещена в разделах
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — когнитивном, эмоциональном, поведенческом. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Создание здоровьесберегающей среды в группе, развитие физических качеств, обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, использование подвижных и спортивных игр, гимнастик (для глаз, после сна др., динамических пауз, релаксаций, закаливания, физкультурных занятий, коммуникативных игр, систем занятий из серии «Уроки здоровья» позволило снизить количество случаев заболеваний у детей, повысило результативность воспитательно – образовательного процесса. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использования доступных средств для его укрепления.
Личностно-ориентированные технологии позволяют вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. При организации со-вместной деятельности с детьми, ребенок и взрослый приобретают общее искомое. Задачам совместной деятельности в личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идет равноправный поиск субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др. Эти ситуации можно с полным правом назвать развивающими, так как они являются таковыми как для детей, так и для взрослых: и у тех и у других развивается опыт взаимодействия с миром — расширяется круг средств и способов его познания. Создаваемые в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха; ситуация, обращенная к личному опыту ребенка; ситуации выбора задания, способа выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д., предоставляют ребенку возможность реализовать себя как личность и ставить его перед необходимостью самостоятельно принимать решения о выборе, проявлять волевое усилие для достижения цели, выражать свою индивидуальность. В процессе взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности, этим помогаю ему формировать свою неповторимость. Создаваемая ситуация выбора предоставляет возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдать свое предпочтение одному из вариантов задания, тому или иному оборудованию, способу действия, партнеру по деятельности. Дети на занятиях по изобразительной деятельности сами выбирают средства, материал, цвет, способ изображения. Ситуация выбора позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности).
Игровые технологии.
Игра - основной вид деятельности ребенка. На этом принципе строится весь образовательно-воспитательный процесс. Игры и игровые упражнения, которые использую, обеспечивают интерес к изучению нового материала. Они помогают сконцентрировать внимание детей на поставленной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как навязанная ребенку. С помощью игры в ходе образовательной деятельности организую не только умственную, но и моторную активность детей, так как выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой о общественно-оцениваемой деятельности учения.
Технология исследовательской деятельности.
Экспериментирование рассматриваю как идеальный метод при формировании основ естественно - научных и экологических понятий. Знания, полученные на практике, всегда более осознанные и прочные, чем те, которые можно почерпнуть из книг. В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учатся делать выводы, проводить умозаключения. Для знакомства с предметами и явлениями в группе создан уголок «Почемучка», где дети могут удовлетворить своё любопытство, развить любознательность. При организации опытно-экспериментальной деятельности использую следующие формы работы с детьми: занятия на экологической тропе детского сада, беседы познавательного характера, дидактические и развивающие игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, эксперименты и опыты, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы и целевые прогулки.
Для родителей провела родительское собрание «Опытно-экспериментальная деятельность», где родители вместе с детьми проводили опыты с водой, песком, воздухом. Подготовила презентацию для родителей под названием «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду». Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, развился творческий интерес.
Технология проектной деятельности.
Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса : воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе. Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной. Были реализованы следующие проекты: «Семья», «Игрушки», «Мой посёлок, моя страна», «Никто не забыт, ничто не забыто».
Информационно-коммуникативные технологии.
Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Подача материала сокращает время обучения, высвобождая ресурсы здоровья детей. В результате их использования у детей задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память. Происходит формирование системы мыслеобразов.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Также позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Разработанные мною электронные мультимедийные дидактические пособия «Мы любим сказки», «Вода и её свойства», «Дорожные знаки», «Овощи и фрукты» и др. позволяют формировать представления детей в увлекательной форме. «Овощи и фрукты» размещено на сайте ДОО.
В своей работе с 2014 года использую интерактивную доску, у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции. Она позволяет презентовать опыт работы педагога с детьми, где каждый родитель сможет увидеть своего ребенка в развитии. При помощи интерактивной доски проводятся родительские собрания, презентации, занятия. Осуществляется взаимодействие детского сада с семьей. Она способствует повышению педагогической компетентности родителей, их активности, дает возможность строить с ними открытый диалог на родительских собраниях.