Елена Еременко
Консультация для воспитателей и родителей «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и родителей «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОО»
«Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольника посредством овладения инновационными формами коммуникации»
Выполнила: Еременко Е. А., воспитатель ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга» (Жигулевск, Самарская область, 2015г)
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Использование новых программ и педагогических технологий в ДОО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольника. Актуальность проблемы.
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Согласно Концепции КОО - Компетентностно - ориентированного образования в Самарской области (Постановление от 19 мая 2004г., модернизация системы образования в России направлена на приведение результатов ее деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране.
Достижение региональной системой образования нового результата - формирования ключевых компетентностей - является ее приоритетной задачей.
Решение этой задачи потребует введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащегося, направленную на достижение определенной цели, и его самооценку.
На основе предложенной в данной Концепции (КОО) классификации ключевых компетентностей учащихся с учетом принципа преемственности была разработана классификация ключевых компетентностей детей дошкольного возраста:
1) Технологическая компетентность
2) Информационная
3) Социально – коммуникативная
Согласно П. 2.7 ФГОС ДО– конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.
ФГОС ДО выделяет пять образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Формирование всех трех ключевых компетентностей у воспитанников является приоритетной задачей дошкольного образования на сегодняшний день.
Социально – коммуникативная компетентность включает в себя:
Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый) и рассказать о нем
Умение получать необходимую информацию в общении
Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам
Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками
Умение спокойно отстаивать свое мнение
Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей
Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.)
Умение уважительно относиться к окружающим людям
Умение принимать и оказывать помощь
Умение не ссориться, спокойно рассуждать в конфликтных ситуациях.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие социально – коммуникативной компетентности дошкольника затрагивает образовательные области «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие» и «познавательное развитие».
Инновационные формы коммуникации.
Согласно Российской социологической энциклопедии, «формы коммуникации» - это исторически сложившиеся формы производства и распространения социальной информации, зависящие от общественных отношений, уровня экономического, технического и культурного развития общества, структуры власти и форм управления и т. п.
Некоторые социологи говорят о происходящей на сегодняшний день в мире третьей "коммуникационной революцией", связанной с рождением новых форм коммуникации, основанных на обеспечиваемых персональными компьютерами двухсторонних связях потребителей информации с общедоступными информационными банками. Бурное развитие технологий, а точнее сказать – информационных технологий, способствовало радикальному изменению способа коммуникации и обмена информации между членами организации. Другими словами, основу новых, нетрадиционных, инновационных форм коммуникации составляет применение ИКТ.
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование компьютерных технологий помогает:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе педагог может использовать различные средства МКТ, виды интерактивных материалов, соблюдая необходимые требования (см. Презентацию)
По мнению ряда авторов, ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации.
О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.
А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма коммуникации включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.
Некоторые педагоги предлагают для формирования коммуникативных навыков общения детей наряду с традиционными формами работы (игры, проблемные и речевые ситуации, викторины, конкурсы и пр., разработанные Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Е. М. Струниной, Ф. А. Сохиной, О. С. Ушаковой, Л. В. Чернецкой, Л. М. Шипицыной, использовать нетрадиционные формы коммуникации: детско-взрослые проекты, создание электронных книг, мультипликационных фильмов с применением ИКТ.
В современном ДОО проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, т. к. участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, т. е. коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта.
Привлечение детей и родителей к созданию своих мультипликационных фильмов, способствующее формированию коммуникативных умений и навыков у дошкольников – также является одной из инновационных форм коммуникации. В настоящее время существует большое количество различных способов изготовления мультипликационных фильмов.
В проекте «Учимся общаться» предлагается еще один эффективным методом развития у старших дошкольников навыков общения с взрослыми и сверстниками - создание электронной книги по сочиненным детьми сказкам, рассказам. В процессе придумывания сказки, рассказа, дети сами выбирают партнеров для этой деятельности, договариваются о сюжете, последовательности событий, придумывают диалоги, характеры героев; затем создают иллюстрации к сказкам – по страничкам, фотографируют совместно с педагогами и родителями и создают всю книгу в форме презентации; затем, просматривая, озвучивают. Свои электронные книги дети с удовольствием демонстрируют родителям и детям из других групп. В процессе создания электронной книги формируются навыки группового взаимодействия, совместного решения различных задач.
Таким образом, при использовании информационно-коммуникативных технологий у детей значительно возрастает интерес к коммуникативной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей, что позволяет педагогам более эффективно осуществлять формирование у детей коммуникативных навыков, составляющих основу социально-коммуникативной компетентности.
Литература и другие источники:
• Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2007.
• Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 256 с.
• Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. - СПб., 2008.
• "Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников" http://infourok.ru/innovacionnye_formy_raboty_po_rechevomu_razvitiyu_doshkolnikov-547271.htm
• ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CDsQFjAEahUKEwi59tK5xPnIAhWFiCwKHX-RCHs&url=http%3A%2F%2Fsadik-raduga.ru%2Ffiles%2F. docx&usg=AFQjCNHdyqV1PaKVSj6k1SWE5Ats9maCIA&bvm=bv.106674449,d.bGg
• Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи - Дзюба, Оксана Викторовна (диссертация)- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-kommunikativnoi-kompetentnosti-doshkolnikov-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi#ixzz3qd8IBDVe
• Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников Петерс Т. Е. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/01/12/innovatsionnye-formy-raboty-po-rechevomu-razvitiyu
• Формирование социально-коммуникативной компетентности в процессе комплексного сопровождения развития дошкольника- Курынова С. С., Сайфетдинова К. Д. - http://festival.1september.ru/articles/576700/
• Проект "Учимся общаться"- http://romashka16.ru/articles/eto-interesno/proekt-uchimsya-obshchatsya
• Система программных мероприятий по формированию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО- Шнайдер Е. И., г. Бийск, 2014 - http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/09/24/sistema-programmnyh-meropriyatiy-po-formirovaniyu-usloviy-dlya
• Ключевые компетенции - Metodika.mai-krkam.edusite.ru-
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBsQFjAAahUKEwjCyb-gzvnIAhXIVywKHV6gB3s&url=http%3A%2F%2Fwww.metodika.mai-krkam.edusite.ru%2FDswMedia%2Fklyuchevyiekompetencii.ppt&usg=AFQjCNGGgB3U1-9uY5eME6MytF24PEdWkw&bvm=bv.106923889,d.bGg
• ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 мая 2004 г. N 24 «О КОНЦЕПЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjABahUKEwjCyb-gzvnIAhXIVywKHV6gB3s&url=http%3A%2F%2Fdod-piligrim.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2FKoncepc_kompet-orient_obrazov.doc&usg=AFQjCNGC4qr0Kr-rAnDSFTeSDh-fGu1JRA&bvm=bv.106923889,d.bGg
• О введении ФГОС ДО - http://iyazyki.prosv.ru/2014/05/preschool-education/
• Российская социологическая энциклопедия - http://sociologicheskaya.academic.ru/1306/%D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%9C%D0%AB_%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9C%D0%A3%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98
• Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в ДОУ - Ерошевич С. В. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/12/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologiy-v