Татьяна Соль
Самоанализ коррекционного занятия в младшей логопедической группе «Во саду ли, в огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ коррекционного занятия
в младшей логопедической группе
по теме «Формирование лексико-грамматического строя речи
у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической темы «Во саду ли, в огороде».
22.10.2015
Учитель-логопед Сусленко Татьяна Ивановна
Публикация «Самоанализ коррекционного занятия в младшей логопедической группе „Во саду ли, в огороде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Данное занятие посвящено формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической темы «Во саду ли, в огороде…».
Учебный материал соответствует требованиям государственной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. 2012г. и дополнительной для групп компенсирующей направленности (для детей с ТНР): «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. С. Филичевой. Т. В. Тумановой. Г. В. Чиркиной. 2010г., а также использован опыт работы в диагностической группе с детьми страдающими задержкой речевого развития, подкреплённый парциальной коррекционно-развивающей программой, авторы которой Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. - М., 2006г.
Занятие спланировано в соответствии с первым периодом обучения, перспективным планом и с учетом лексической темы «Во саду ли, в огороде…».
Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно связано с предыдущими занятиями и опирается на них.
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения детей группы (ОНР, Дизартрия, особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка.
В младшей группе занимаются с логопедом 24 ребенка. Из них 6 детей с диагнозом ОНР I уровня, 16 детей с диагнозом Дизартрия, 4-ро ребят направлены на МППК. Набор детей в группу продолжается. Часть детей находится в адаптационном периоде. Коррекционные логопедические занятия в группе проводятся с 1 октября. На занятии присутствовали дети уже хорошо адаптировавшиеся к детскому саду, поступившие в логопедическую группу, как из ясельной группы, так и из дома.
Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Основная цель занятия: дифференциация понятий «овощи»-«фрукты», грамматически правильное оформление высказывания.
Коррекционно-образовательные цели:
- учить различать овощи и фрукты;
- учить образовывать и использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить составлять простое предложение при ответе на вопрос.
Коррекционно-развивающие цели:
- продолжать формировать и расширять словарный запас детей;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие;
- вырабатывать речевой выдох;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
- развивать умение выражать эмоции.
Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать чувство самоконтроля и речевой регуляции;
- воспитывать умение слушать речь логопеда;
- формировать положительное эмоциональное состояние ребенка.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми грамматической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием слухового и зрительного внимания, восприятия. Для 3-4-х летних детей считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений, эмоционального подкрепления.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Оказание дружеской помощи, поддержки, рассказ гостю занятия Зайчику о фруктах и овощах, это создало положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысили речевую активность детей, и сохранялся интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, ответы детей в выполнении речевых заданий перемежались с уже знакомыми детям видами деятельности, такими как речевая зарядка, артикуляционная гимнастика, полюбившаяся детям пальчиковая гимнастика. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Я стремилась последовательно провести детей через все занятие и обосновать необходимость выполнения каждого задания.
Обучение детей упражнениям применяемым технологией здоровьесбережения проводится постепенно. На этом занятии я использовала самомассаж и дыхательное упражнение.
На всех этапах занятия старалась активизировать речевую деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их к высказыванию. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, помогала им высказаться при необходимости, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, стремилась эмоционально поддержать. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы, движения и жесты. Также я практиковала групповые ответы, поскольку в этом возрасте у детей еще не сформированы навыки саморегуляции и регуляции речевой активности: часть ребят, присутствовавших на занятии еще не решительны и застенчивы, другая часть торопятся с высказыванием, не всегда обдумав его.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения, были заинтересованы, старались быть внимательными.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.
На сегодняшний день при имеющемся контингенте детей использование ТСО возможно только на индивидуальных занятиях.
Учитывая психо-эмоциональное состояние детей, я сочла использование технических средств и оборудования неоправданным на данном занятии, так как это отвлекало нас от совместного продуктивного общения, некоторых ребят технические средства эмоционально растормаживают, затрудняют в переходе к иному виду деятельности, у других они просто не вызывают интереса.
По завершении формирования группы и периода адаптации детей планирую использовать ТСО не только на индивидуальных, но уже и на подгрупповых, фронтальных занятиях.
Убеждена, ничто не способно заменить живое и искреннее общение глаза в глаза между взрослым и ребенком, особенно в таком нежном 3-4-х летнем возрасте, когда процесс речевого становления напрямую связан с образцом, со взрослым - носителем родного языка.