Шульга Анастасия Вадимовна
Самоанализ занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ логопедического занятия
Данное занятие относится к категории занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи и реализует коррекционное направление деятельности ДОУ. Учебный материал соответствует требованиям программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Тумановой Т. В. для детей с ОНР в условиях специального детского сада. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения, перспективным планом и с учетом содержания лексической темы «Профессии» по подготовительной группе, но с усложнением речевых задач, среди которых могу выделить следующие:
Публикация «Самоанализ занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Самоанализ
- Темочки
-правильное построение сложноподчинённых предложений с использованием языковых средств для соединения их частей (чтобы, потому что);
-обогащение словаря ( названия некоторых творческих профессий: арфист, флейтист, скрипач, трубач, пианист; слова-качества – качественные прилагательные: мужественные, отважные, творческие; существительные: талант, одарённость, воображение, способности, творчество);
-работа над лексическим значением известных слов, близких по смыслу (синонимов).
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения детей группы ОНР, особенности их психологического развития, индивидуальные возможности каждого ребенка. Логопедическую группу ОНР посещают 10 детей. Девять детей имеют речевое заключение ОНР 3 уровня и один ребёнок ОНР 2 уровня и задержку психо - речевого развития. Учитывая все это, я наметила задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы и приемы, необходимые для получения оптимального результата.
В целом программные задачи занятия включают в себя комплекс коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих, коррекционно-воспитательных задач по образовательным областям: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», что в свою очередь позволяет вести образование и коррекцию развития воспитанников системно, по всем направлениям (развития). Такой комплексный подход в образовании детей-логопатов необходим в связи с тем, что дошкольники, посещающие данную логопедическую группу, имеют общее недоразвитие речи. Им свойственно употребление слов не в соответствии с их прямым лексическим значением, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов (прилагательные) и действий (наречия); не всегда выделяют часть предмета, объекта из целого и называют его; испытывают трудности в словообразовании: детям не всегда удается подбор и образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок; в свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти отсутствуют сложные речевые конструкции; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками; испытывают затруднения в согласовании слов:
-глаголов с другими частями речи;
-имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже;
-имен числительных с именами существительными.
У воспитанников возникают сложности в правильном употреблении простых грамматически форм: падежных окончаний существительных в ед. ч. и мн. ч., в постановке ударений.
Итак, задачи занятия отвечают содержанию примерной программы дошкольного образования, образовательной программы ДОУ, учитывают возрастные, психологические особенности детей, отражают речевую специфику данной группы. Мною были определены и решались следующие программные задачи:
Область «Речевое развитие»
Коррекционно – образовательные задачи:
-Закрепить и активизировать словарь детей по лексической теме «Профессии».
-Упражнять в подборе глагола к существительному и составлении словосочетаний с ним.
-Упражнять в составлении и употреблении в речи сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
-Продолжать формировать навык словообразования: существительных суффиксальным способом, глаголов приставочным способом.
Коррекционно – развивающие задачи:
-Продолжать развивать связную речь (монологическую и диалогическую).
-Развивать коммуникативную функцию речи.
-Продолжать развивать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Коррекционно – воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей культуру диалогической речи.
Область «Познавательное развитие»
Коррекционно – образовательные задачи:
- Уточнить представления о людях творческих профессий (художник, музыкант, писатель, артист, мужественных профессий (спасатель, пожарный, полицейский, военный).
- Активизировать знания детей о профессиях : врача, повара, строителя, медсестры, воспитателя, учителя, почтальона, парикмахера, библиотекаря, фотографа, космонавта.
- Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные предметы – орудия труда.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, развивать любознательность.
- Развивать память; операции логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение); внимание; зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
-Упражнять в установлении простейших отношений между орудием труда и соответствующей профессией.
Коррекционно – воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес к людям разных профессий.
Область «Социально-коммуникативное развитие»
Коррекционно – образовательные задачи:
-Уточнить представления детей о значимости труда взрослых для окружающих и общества в целом.
Коррекционно – развивающие задачи:
-Формировать умение ответственно относится к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его правильно, верно).
-Формировать умение представлять окружающим свою деятельность.
Коррекционно – воспитательные задачи:
-Формировать сплочение детского коллектива.
-Воспитывать у детей социальные мотивы (мотив к обучению, желание помочь).
-Воспитывать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к результатам их труда.
Считаю, что задачи занятия мною выполнены, воспитанники усвоили предложенный им материал. Положительный результат стал возможен благодаря тщательному отбору речевого и познавательного содержания занятия, грамотному подходу в построении, проведении и организации образовательной деятельности.
Остановлюсь на методике проведения занятия. Данная образовательная деятельность предполагает значительную умственную, психологическую нагрузку на детей, поэтому это занятие стоит первым в расписании занятий. Его длительность соответствовала требованиям СанПиНа и составила 30 минут. В целях предотвращения физического, умственного переутомления, снятия мышечного напряжения проведена динамическая пауза, воспитанники имели возможность перемещаться по групповому помещению. Для активизации мелкой моторики рук проведена пальчиковая гимнастика. Занятие имеет чё ткую структуру: вводную, основную, заключительную части, каждая из которых достигла поставленной перед ней цели. Задача вводной части – создать у дошкольников эмоциональный настрой на занятие, заинтересовать воспитанников темой занятия, создать такие условия, чтобы дети самостоятельно могли определить тему и содержание предстоящей деятельности. В этом мне помогли словесные приё мы обучения: стихотворение, вопросы.
При проведении основной части занятия были использованы следующие методы обучения и воспитания:
-игровые
- практические
-наглядные
-словесные.
В виду психологической особенности дошкольников, игра является ведущим видом детской деятельности. Ребёнок с интересом, легко усваивает новые знания, активно применяет ранее полученные, если процесс обучения проходит в форме игры. Поэтому сюрпризный момент, дидактические игры «Кто, на чём играет?», «Угадай профессию», «Подбери действия» присутствовали на протяжении всего занятия; они повысили учебную мотивацию воспитанников, стимулировали их к выполнению заданий.
Практический метод обучения предполагает обязательное участие каждого ребёнка в практической деятельности, выполнение им определённых действий, содержанием которых является знакомый и изучаемый на занятии материал. Чем больше практических заданий, самостоятельной деятельности, тем быстрее идёт процесс овладения новым, тем прочнее, осознаннее знания, тем легче дошкольник ими оперирует (упражнения «Исправь ошибку», «Кем хочешь быть?», «Кому, что нужно для работы»).
Обучение невозможно без общения, обмена информацией, без обратной связи с воспитанниками. Словесные приёмы сопровождали всё занятие. Я использовала следующие из них:
-вопросы (уточняющие, наводящие, констатирующие,
-уточнения,
-пояснения,
-разъяснения,
-словесные инструкции (к играм и игровым упражнениям)
-художественное слово (стихотворения, пословицы,
-обобщения педагога,
-рассказ педагога.
Словесные приёмы были использованы в и заключительной части занятия.
Сейчас обратимся к оценке системы заданий и упражнений.
О психологической ценности и направленности заданий говорилось выше. Я не буду ещё раз останавливаться на этом.
Педагогический подход к оценке заданий и упражнений, предложенный дошкольникам, можно рассмотреть (представить) в свете дидактических принципов обучения:
объективности, научности;
связи теории с практикой;
последовательности, систематичности;
доступности при необходимой степени трудности;
наглядности, разнообразия методов;
активности обучаемых;
прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Дидактические игры, упражнения полностью отвечают данным педагогическим принципам, реализуют их в полном объёме.
При подготовке к занятию мною совместно с воспитателями группы была проведена следующая предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов с изображением профессий, орудий труда.
-Беседа о профессиях «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Профессия моего папы», «Профессии вокруг нас».
-Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?», «Конь-огонь»; С. Маршак «Откуда стол пришёл?», «Пожар», «Почта»; Е. Пермяк «Мамина работа», «Ледяной остров»; С. Михалков «А что у вас?»; Д. Родари «Какого цвета ремёсла?», «Чем пахнут ремёсла?»; Б. Житков «На льдине», «Светофор»; Б. Заходер «Портниха», «Строители».
-Проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию», «Кто работает в детском саду?», «Кого позовём?», «Чего не хватает?», «Лото», «Магазин», «Догадайся по описанию и объясни», «Опиши профессию»; сюжетно ролевые игры "Магазин игрушек" и "Продуктовый магазин", "Семья" и "Автобус" (объединение сюжетов, "Детский сад", "Вызов врача на дом", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская" (объединение сюжетов, настольно печатные игры.