Наташа Катюнина
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Во саду ли, в огороде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по математике в подготовительной группе
«Во саду ли, в огороде?.»
Цель: совершенствование навыков счета в пределах десяти, знакомство с цифрой 10.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки счета в пределах десяти;
- закрепить понимания отношений между числами натурального ряда;
- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
- тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар;
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Во саду ли, в огороде?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- познакомить с цифрой 10;
- учить соотносить цифру и количество предметов, рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры;
Развивающие:
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям математикой;
- воспитывать активность, дисциплину, самостоятельность, радость общения.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: Презентация Microsoft PowerPoint (изображение поезда, домика в деревне, образование цифры 10, доска SMART Notebook (изображение банок с яблоками и грушами, карточки с цифрами).
Раздаточный:
- «билеты» ( пары карточек: на одной определенное количество геометрических фигур одного цвета, на второй – такая же геометрическая фигура, того же цвета с соответствующей цифрой);
- наборы кругов и треугольников (по 10 на каждого ребенка,
- карточки с числом 10 (по 2 на каждого ребенка, карточки с числами 7,8,9, 01, 100.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя:
- Любите ли вы фрукты?
- Какие фрукты вы любите больше всего?
- Растут ли на вашей даче или у бабушки, какие либо фрукты?
- Где можно купить фрукты в городе? (на рынке, в магазине).
- У меня есть знакомая бабушка Дуня. Она написала мне письмо, где просит приехать к ней на дачу помочь собрать яблоки и груши и отправить посылки своим внукам Тане и Ване, которые живут далеко и не могут приехать и помочь бабушке. Яблок и груш уродилось очень много, бабушка одна не справится.
Хотите помочь бабушке собрать урожай и отправить посылки внукам? Сможете?
2. Актуализация знаний.
Игра «Билеты»
- Дача у бабушки далеко, на чем мы сможем туда поехать? (выслушиваются ответы детей, после чего решаем ехать на поезде).
- Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Надо купить билет.)
- Билеты необычные: на каждом билете нарисованы геометрические фигуры определенного цвета.
Каждое место в вагоне обозначено карточкой, на которой записана цифра и геометрическая фигура тоже определенного цвета. Получив билет, вы должны сосчитать геометрические фигуры на нем и найти карточку с такой же цифрой и геометрической фигурой такого же цвета. Это будет ваше место. Электричка сможет поехать только в том случае, если все места в вагоне будут заняты правильно.
Поезд построен из стульев.
Дети «покупают билеты» и занимают места. Воспитатель – кондуктор проверяет правильность посадки. При проверке «пассажир» должен сказать, сколько и каких геометрических фигур нарисовано на его билете (например, 6 желтых кругов).
Воспитатель:
- Теперь можно ехать (дети изображают стук колес)
- Внимание, поезд набирает ход (дети должны догадаться, каким образом изобразить это действие, например, они могут начать стучать ногами быстрее).
- Поезд приближается к станции (дети должны догадаться стучать медленнее).
- Поезд остановился (дети перестают стучать).
Воспитатель может сказать, что это не наша «остановка». Поезд снова набирает ход, а затем останавливается. Приехали на дачу.
Игра «Сбор урожая»
Дети садятся за столы, где лежат круги и треугольники по 9 на каждого ребенка. Круги имеют меньший размер, чем треугольники.
Появляется бабушка. Она очень рада, что ребята согласились ей помочь.
Сначала бабушка просит детей «собрать» груши, но бабушка неграмотная и не умеет считать. Она показывает карточку с цифрой и просит собрать столько груш (9) и положить их в ящик слева (дети должны отсчитать от общего количества столько треугольников и положить их слева от себя.)
Теперь бабушка просит сорвать столько же яблок и положите их в ящик справа.
Бабушка хочет отправить посылку с яблоками внуку Ване, а с грушами – внучке Тане, но переживает поровну ли в корзинках яблок и груш, чтобы внуки не поссорились.
Воспитатель:
- Как показать, что яблок и груш поровну?
Дети должны расположить круги и треугольники парами.
- Почему вы считаете, что яблок и груш поровну? (потому что у каждого яблока есть пара – груша).
Воспитатель делает вывод: девять и девять – поровну.
Вдруг с дерева упало еще одно яблоко. Воспитатель кладет на стол треугольники по количеству детей, и дети берут по одному кругу.
- Поровну ли теперь груш и яблок? (Нет)
- Чего больше? (Яблок больше)
- На сколько яблок больше, чем груш (на одно яблоко)
- Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну? (Надо добавить одну грушу или убрать одно яблоко). Решаем добавить грушу. Дети берут по одному треугольнику.
- Сколько яблок (груш?
Воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод:
При счете предметов после 9 идет число 10.
- Как получили число 10? (было 9 яблок (груш, добавили еще одно (одну) и получили 10)
- Что можно сказать о количестве яблок и груш? (Их поровну).
Воспитатель делает вывод: десять и десять поровну.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Отправь посылку»
Воспитатель рассказывает детям, что бабушка хочет отправить посылки с яблоками и грушами своим внукам. При отправке посылки нужно знать, сколько отправляется яблок и груш (дети отвечают, что по 10, но посылок очень много и почтальон может забыть.
- Что можно сделать для того, чтобы, не открывая ящиков, знать, сколько в них фруктов? (нужно подписать ящики с помощью цифр).
Около каждого ребенка лежат карточки, на которых написано: 8,9,10, 01, 100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количества детей.
Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с числами и положить на каждый «ящик».
(В том случае, если дети правильно выбирают карточки, воспитатель говорит, что бабушка сомневается и считает, что нужно положить другую карточку (например, «01»).
- Смогли мы помочь бабушке? (нет, не смогли)
- Почему не смогли? (потому что не знаем, как записать число 10.)
- Что же нам надо сделать? (Узнать, как записать число 10).
4. Открытие нового знания.
Игра «Отправь посылку» (продолжение).
Воспитатель:
- Ребята, как можно узнать то, что вы не знаете, а очень нужно узнать? (Прочитать в книге, спросить у того кто знает).
- Я думаю, я смогу вам помочь.
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики напротив интерактивной доски. Появляется изображение цифры 10. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что число десять записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.
- Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число 10 (Один нуль)
- С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить число десять? (справа)
- В каком случае пишут число 10? (Когда имеется 10 предметов)
Воспитатель делает вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется 10 предметов.
5. Включение нового знания в систему новых знаний.
Игра «Варим компот».
Яблок и груш у бабушки еще очень много и она не знает, что с ними делать.
- Что можно приготовить из яблок (груш? (варенье, выжать сок, повидло, джем, компот)
Бабушка решает сварить компот.
- Как будет называться компот из яблок (груш?
- Как будет называться компот, сваренный из разных плодов? (ассорти)
Бабушка просит детей помочь разложить груши и яблоки по банкам и подписать их.
Для этого на каждую кастрюлю нужно «прикрепить» карточку с числом, которое показывает количество яблок в кастрюле. В качестве примера воспитатель показывает детям как это нужно сделать (соединить линией цифру и банку с соответствующим количеством плодов) выбрав банку с 10 яблоками и грушами. Дальше дети по очереди выходят и проводят ниточки к соответствующим банкам (работа со SMART доской).
Бабушка благодарит детей. Воспитатель говорит, что им пора возвращаться в детский сад. Они прощаются с бабушкой.
6. Осмысление.
Воспитатель собирает детей около себя:
- Где вы сегодня побывали?
- Смогли вы помочь бабушке?
- Как вы думаете, почему вы смогли помочь собрать урожай, отправить посылки и разложить фрукты в банки?
Дети должны прийти к выводу о том, что сделать все это помогло умение считать до 10, знание записи числа 10.
Воспитатель благодарит детей.