Екатерина Альшанцева
Самоанализ по теме «Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
по теме: «Мелкая моторика и координация движений пальцев рук, как условие развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Екатерина Михайловна Альшанцева
2015 г.
Публикация «Самоанализ по теме „Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самоанализ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Проблема развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук изучалась с давних пор. В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев….». Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) п. 2.6. эта проблема представлена в двух образовательных областях развитие речи и физическое развитие.
Работая долгое время в детском саду, заметила, что в последние 5 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Многие дети, придя в сад, ещё не умеют разговаривать. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с их одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений.
Выше перечисленные факты помогли определить цель моей деятельности:
развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста по средствам развития мелкой моторики.
Исходя из этого, определила комплекс задач:
1. Совершенствовать систему работы с детьми по развитию речи посредством мелкой моторики и координации движений пальцев рук ;
2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр по развитию мелкой моторики и развитию речи;
3. Сформировать умения детей самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности.
4. Повысить уровень активности родителей в освоении новых форм и методов взаимодействия с детьми по развитию речи.
Для успешной реализации задач придерживаюсь принципов:
- осознания совершаемых действий
- обратной связи
-доступности и систематичности;
-индивидуализации;
-повторяемости материала;
- наглядности;
-интеграции.
По данной проблеме изучила разные точки зрения, это работы: Гаврина С. Е. «Развиваем руки», «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» Колдина Д. Н., Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь», «Пальчиковая гимнастика» Е. С. Анищенкова (Приложение №1, поставила их в основу своей деятельности. В системе использую опыт работы представленных педагогов, ввожу в собственную практику приемлемые и наиболее оптимальные формы и методы работы.
На первом этапе работы для определения уровня развития мелкой моторики и развитие речи провела педагогическую диагностику, использовала метод индивидуальной беседы, наблюдение.
В диагностике принимало участие 19 человек. Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым у – 35%,в стадии формирования –40 %, не сформированы – 25%. (Приложение № 2). На начальном этапе данная ситуация, на мой взгляд, является нормальной, соответствует возрастным особенностям детей.
Данные диагностики помогли определить направление деятельности и выстроить систему работы, которая включает в себя:
- использование оптимальных форм и методов организации детской деятельности в развитии мелкой моторики и речи ребёнка;
-интеграция усилий педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков дошкольников;
-партнерство взрослого и ребенка в процессе деятельности;
- пополнение развивающей предметно- пространственной среды.
Инновационным подходом в организации образовательного процесса связываю с тем, что изучен и положен в основу педагогической деятельности опыт ученых, посвященный развитию мелкой моторики и речи, и на основе анализа данных педагогической диагностики разработана система работы.
В группе создала условия по развитию мелкой моторике, предметно-развивающая среда, построена по принципу зонирования. Оформлен центр любимых сказок. Имеющиеся материал расположен таким образом, что дети свободно выбирают игрушки, книжки. В игровой зоне воспитанники с увлечением играют с мозаикой, пирамидками, столовой посудой при этом, общаясь друг с другом, пытаясь помочь правильно расставить предметы, назвать их. Особое внимание дети уделяют куклам, которых они переодевают в разные одежды, так же им можно заплести косички, завязать ботинки, застегнуть и расстегнуть пуговицы. Дети им рассказывают стихи, сказки и укладывают спать. Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки; пуговицы, бусинки, ракушки, камешки, геометрические фигуры. Достаточное количество развивающих игр, различных видов шнуровок, вкладышей. На территории детского сада мною оформлена пирамидка с несколькими разветвлениями, дети с удовольствием нанизывают кольца разного размера (Приложение № 3).
Для оптимизации своей деятельности составила картотеку игр на развитие мелкой моторики и координацию пальцев рук (Приложение№4).
Придерживаясь принципов, определила последовательность действий в разных режимных моментах.
В непосредственно образовательной деятельности перед детьми ставлю строгую последовательность специальных заданий. Взрослый здесь – инициатор.
В совместной деятельности воспитателя с детьми, входят задачи по развитию социальных навыков освоения разных видов деятельности. Взрослый выступает здесь в позиции партнёра - инициатора.
В свободной самостоятельной деятельности ребёнок саморазвивается, свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый здесь – партнёр.
В своей работе применяю разные формы и приёмы организации детской деятельности. Каждая, из них занимает своё место в педагогическом процессе.
Например, игру типа «Разговор по телефону», организовываю в совместной деятельности воспитателя с детьми. Развиваю социальные навыки общения по телефону. Обращаю их внимание на интонацию, приучаю понимать речь взрослых и сверстников. Эта деятельность детям нравится, они умело нажимают на клавиши телефона, подносят трубку к уху, называя имена, чаще это имена родителей и бабушек. После совершённого звонка у детей положительный эмоциональный настрой, они рады, что их услышали и поняли.
Большой популярностью у детей пользуются пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры провожу в основном в совместной деятельности. Вместе с детьми мы научились изображать из пальцев птиц и животных, разучили про них четверостишия, например в игре «Курочка и цыплята». Выполняя упражнения, вместе с детьми стараюсь задействовать пальчики обеих рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались с помощью стихов или потешек, например «Сорока-белобока», «Капуста» слушая, дети одновременно "инсценировали" содержание прослушиваемого материала с помощью пальчиковых движений и изображения персонажа, их действий. В качестве сюжетного материала использовала произведения С. Михалкого, С. Маршака, К. Чуковского и др.
Стихи, сопровождающие упражнения - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которой, ребёнок занимается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.
Такие упражнения стимулировали детей к запоминанию стихотворных текстов, умение слушать и понимать. Речь детей стала более выразительной.
В непосредственно образовательной деятельности использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печати от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. Детям предлагаю такие задания, как: «прилетела тучка, что она с собой принесла, дети рисуют дождик; снежок (маски, штрихи, точки); выглянуло солнышко – рисуют лучики». Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти рук, в обработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения рук предполагала игры, в которых детям необходимо было проводить параллельные прямые в определённом направлении.
В процессе рисования у детей развивается не только общее представление, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности.
Дети видят свой результат и это им нравится. Воспитанники участники конкурсов детского сада «Дары осени», «Конкурс чтецов «Парад сказочных героев»», где Екатерина Д/, заняла первое место, Елизавета Г. была награждена дипломом за участие. Так же проходил конкурс чтецов посвященный Дню Матери, где Ангелина Ч. была награждена дипломом за участие, а Дарья П. была победителем.
Деятельность по лепке имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятий. В своей работе использовала пластилин, солёное тесто, составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику- согласованны в работе глаза и руки, координация движений, их точность.
В практике применяю один из видов работы с бумагой - рваные поделки. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивность мышления. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Большой интерес для детей представляло конструирование (конструктор ЛЕГО). Работая с деталями конструктора дети общаются друг с другом при этом речь детей приобретает систематический характер, кроме этого развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Дети научились в быту, в самостоятельных играх налаживать контакты посредством речи.
Не маловажное значение в развитии мелкой моторики и речи ребёнка имеют упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета, которые провожу в индивидуальной работе с детьми. Например, шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц. Постепенно включаю ребенка в процесс одевания. Они сами застегивают и расстегивают себе пуговицы и молнии. Это не только развивает движения рук, но и приучает ребенка к самостоятельности. Кроме этого предлагаю детям, перебирая узелки верёвочки или бусины пальцами, называть по порядку стоящие на столе предметы, картинки или имена детей в группе.
Одним из любимых приём для детей стал самомассаж. Дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождаю стихотворным текстом.
В играх с детьми включаю простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков, это делает игру более разнообразной, развивает ловкость пальчиков. Такие упражнения воспитанники умело применяют в самостоятельной деятельности.
Ежегодно в конце года применяю краткосрочный проект «Умелые ручки». Значимость проекта заключается в его открытости. Каждый участник проекта имеет возможность непосредственного вхождение в образовательный процесс.
Наиболее эффективными приемами для развития речи и мелкой моторики, на мой взгляд, являются драматизация, спектакли и игры, напоминающие театральное представление, которые требуют кропотливой работы детей и взрослых. Чтобы активизировать словарь детей предпочтение отдаю фольклору, русским народным сказкам. Сказки более доступны детям дошкольного возраста, дети эмоционально откликаются на них. Неотъемлемыми помощниками в этой деятельности стали родители. Совместно с ними сделали пальчиковый театр по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка». К инсценировкам привлекаю детей, соответствующими движениями кисти и пальцами рук дети имитируют движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Дети научились выразительно и грациозно выполнять движения, четко проговаривать слова, а так же творчески передавать образы сказочных героев (Приложение №5).
В контактах с родителями использую наглядно – текстовые средства «Как помочь ребёнку заговорить», «Гимнастика для рук». Провожу консультации, родительские собрания, даю рекомендации, советы, организовываю выставки детских работ, использую папки-передвижки, совместно с детьми мною было поставлено представление для родителей, где дети показали свои способности в правильности произношения текста и движений. Провела семинар для родителей по теме: «Играем пальчиками» (Приложение №6).
Считаю, что с использованием этих методов приёмов родители стали более внимательно относится к развитию речи детей, интересоваться и советоваться со мной как им дома заниматься с детьми, какие покупать книги и т. д. Родители участники образовательного процесса.
Работая над развитием речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук, добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикалиционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Родители отмечают положительные изменения: дети научились выражать свои мысли словом, расширился словарь, знают и с увлечением играют в пальчиковые игры.
На контрольном этапе провела повторную педагогическую диагностику, по той же методике (Приложение № 2).
По результатам можно сделать вывод, что на май 2015 года наблюдается положительная динамика:
- показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым повысился с 35% до 65%, в стадии формирования у 35%, отсутствуют дети у которых несформированы показатели.
- основная образовательная программа ДО освоена детьми на 100%;
- дети научились выражать свои мысли словом, озвучивают выполняемые действия;
- расширился активный словарь;
-дети знают и играют в пальчиковые игры;
- совершенствовалась координация движений;
- воспитанники участники и победители конкурсов.
Динамика показала, что мелкая моторика и координация движений пальцев рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста дает положительный результат.
Повышая уровень педагогического мастерства, в системе занимаюсь самообразованием.
В течение года мной было дано открытое мероприятие для педагогов детского сада: «Курочка - Ряба», проведено родительское собрание в форме устного журнала на тему: «Пальчиковая гимнастика-дома».
В январе и в марте 2015 года участвовала в Всероссийском конкурсе творческих работ - для педагогов «Русская масленица!», "Новогодняя мастерская!» .
Принимала активное участие в проведении утренников в разных возрастных группах детского сада.
В 2011 году прошла курсы по программе «Введение в информационные и образовательные технологии 21 века»;
В 2012 году приняла участие в областном этапе конкурса «Экобэби-2012». Наша группа заняла первое место по детскому саду в смотре - конкурсе участков, цветника и огорода.
В 2013 принимала участие в проведение смотра - конкурса методических служб образовательных учреждений района.
В 2013 году принимала участие в районом конкурсе «Воспитатель года Сердце отдаю детям», вручена почётная грамота главы Татарского района «За большой личный вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения». .
В 2014 году участница Вебинаров на тему: «Развивающая среда», «Основные проблемы и тендеции развития дошкольного детства на современном этапе», «ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт».
Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Методическое сопровождение реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации».
На сайте детского сада www.dou – tat. edu54.ru разместила партфолио.
О моей работе положительно отзываются родители и педагоги
По этой теме буду продолжать работать и пополнять свой багаж знаний, используя новые технологии.
Приложение № 1
Список литературы:
1. Гаврина С. Е. «Развиваем руки», 2008г.
2. Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» методическое пособие 2012г.
3. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
4. Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов. 2006г.
5. Выготский, Л. С. Детская речь: Педагогика, 2006
6. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
7. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов, М., 2002.
8. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи Н. А. Гвоздев. - СПб. : Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
9. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи Б. Ф.
10. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада -М. : Мозаика-Синтез, 2007. -
12. Галянт, И. Пальчиковые игры И. Галянт, М. Галянт, Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – С. 50-53.
13. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка, Просвещение, 2006. - 315 с.
14. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения, Педагогика, 2004. - 300с.
15. Озеров, В. П. Психомоторные способности человека, Феникс, 2002. – 320 с.
16. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5.
17. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 60-64.
18. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 2002. –
19. Янушко, Е. А. Лепка с детьми. Методическое пособие для воспитателей и родителе. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
20. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.
21. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2001.
22. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.