Сергеева Татьяна
С чего начать игру с ребенком с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Основная проблема детей с расстройствами аутистического спектра (РАС, которая мешает им осваивать навыки и адаптироваться к миру, мешает учиться у взрослых – это социальная слепота, это недостаток способности и интереса для вовлечения их в совместную деятельность. Дети с РАС в большинстве случаев демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии с другими людьми.
Социальное и эмоциональное развитие детей с РАС, предшествует и помогает их когнитивному развитию.
Ребенка с РАС нужно заинтересовать в другом человеке, научить получать от него удовольствие и понимать азы социального взаимодействия.
Публикация «С чего начать игру с ребенком с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Самыми эффективными инструментами для этого являются игра и эмоции, умение их распознавать, выражать и организовывать свое поведение на их основе. Но часто родители и специалисты оказываются в тупике, так как не представляют, во что играть с ребенком.
Игры, в которые обычно играют дети, представляют из себя определенную последовательность, которая отражает этапы личностного развития ребенка, условно разделены на три большие группы в соответствии с тремя основными линиями развития отношений в жизни человека (см. Лисина, 2007).
Игровые группы:
отношения с миром людей, начало формирования отношений с близкими, с окружающим миром и обнаружение себя через диалог с ними.
отношения с миром предметов, освоение физического пространства и формирование границ с миром. Появление своего «собственного».
отношения с собой, осознание собственного мира эмоций и желаний, своего внутреннего мира, освоение систем взаимосвязей, появление регуляции собственного поведения на основе правил.
Так как, социальные отношения – это наименее развитая сфера детей с РАС, в этой статье бы хотелось остановится на тех самых простых играх с которых надо начинать взаимодействие с ребенком с РАС и правилах организации таких игр.
Начинать играть с ребенком с РАС нужно с простых сенсомоторных игр, содержанием которых является активное движение и получение разнообразных ощущений. Первые игры должны быть самыми простыми, так как они направлены на формирование у ребенка желания вступать со взрослым в контакт и дают опыт позитивного взаимодействия – без требований, без руководящего контроля.
Игры лицом к лицу
Цель: привлечь внимание к лицу взрослого, установить эмоциональный контакт.
Результат: Появляется зрительный и эмоциональный контакт, ребенок может некоторое время смотреть на лицо взрослого и прислушиваться к звукам, которые тот издает; может протягивать руки к лицу взрослого и дотрагиваться до разных частей лица; может начать повторять за взрослым звуки, интонацию, мимику; появляется положительный опыт общения с другим человеком на близком расстоянии.
Эмоциональные игры
Цель: развитие взаимодействия между ребенком и взрослым, ребенок начинает проявлять инициативу в общении.
Результат: Ребенок все чаще проявляет инициативу в этих играх и в разговоре, увеличиваются по времени отдельные интеракции, ребенок осваивает такие средства коммуникации: взгляд, мимика, звуки, движения рук и ног, различные эмоции (радость, удивление, спокойное сосредоточение).
Игры на взаимодействие
Цель: Ребенок – активный инициатор взаимодействия.
Результат: Теперь инициатором выступает ребенок : убирает руки взрослого от его лица, снимает платочек с лица взрослого – активно ищет взрослого; снимает платочек со своего лица – активно себя предъявляет.
Что же нужно для игры? Вы и ребенок. Может быть пригодятся подручные средства: кресло-мешок, одеяло, фитбол и другие атрибуты (не игрушки) – но необязательно. Наша первая цель – ребенок должен получать удовольствие в игре. Если она будет достигнута, то он захочет повторить такую игру.
О каких же играх идет речь? Например, «козе рогатая», «ехали, ехали в ямку бух», «ку-ку», «самолетик», «муха», «прятки», катание на одеяле, догонялки и т. п.
Не смотрите на эти игры свысока, они очень полезны!
Игра «Коза рогатая»
Задачи:
- зрительный контакт (взгляд в лицо);
- удержание и тренировка раздельного внимания;
- тестирование допуска в личное пространство;
-тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации.
Схема проведения: складываем руку «коза», плавно не быстро приближаем руку к ребенку («Идет коза рогатая за малыми ребятами») на первых этапах этого будет достаточно, далее усложняем («кто кашу не ест, молоко не пьет») сделать резкий рывок и начать оказывать давление и щекотать ребенка («забодаю, забодаю!»).
Повторение: организует взрослый с опорой на реакцию ребенка.
Подсказки: двигаться размеренно в процессе приближения, в кульминации двигаться быстро, действия сопровождать текстом потешки «Идет коза рогатая», давить и щекотать, чувствительно для ребенка в течении 3-5 сек., для тренировки внимания водить рукой из стороны в сторону, вверх и вниз, все время смотреть в глаза ребенка.
Игра «Самолетик»
Задачи:
- зрительный контакт (взгляд в лицо);
- удержание внимания на взрослом, отслеживание его движений;
- социальный отклик на предложение игры (слово, жест);
- проявление инициативы ребенком в установлении физического контакта
Схема проведения: 1 раз – взять и покружить ребенка (захват сзади под руки или руки, ноги) «полетели», бросить на мягкое кресло или пуф «приземлились»!
Повторение: вернуться в стартовую точку, встать в позу (лицо на уровне глаз ребенка, руки протянуты ладонями вверх, спрашиваем «еще?» или «полетели?» Дождаться когда ребенок коснется рук.
Подсказки: находится на уровне глаз ребенка, не хватать руки ребенка, ждать его движения, держать руки в приглашающем жесте (вытянутые руки, ладонями вверх, смотреть в глаза.
Правила организации простых сенсомоторных игр:
Игра совместная, это значит, что результат игры может быть достигнут только вместе. Без взрослого ребенок не сможет получить ощущения такой же интенсивности, как вместе с ним. Например, нельзя в одиночку играть в догонялки.
В игре нет игрушек. Они все спрятаны. Игровое пространство максимально пустое. Однако в игре могут применяться атрибуты, например, одеяло, кресло-мешок и другие.
В игре есть кульминация - это максимально яркая, эмоционально насыщенная точка в игре, это действие, которым игра заканчивается. Содержанием кульминации является ощущение, которое нравится ребенку. Для того чтобы понять, какие ощущения нравятся ребенку, нужно внимательно за ним понаблюдать – предпочитаемые ощущения он будет постоянно пытаться получить, насытиться ими.
Игра короткая, длится 5-15 секунд, это время проведения одного эпизода игры, от начала до кульминации. Эпизоды могут (и должны для достижения эффекта) повторяться.
Опора на действия, а не на слова. Взрослый ничего не объясняет ребенку, все должно быть понятно из пространства, поз и действий. Инструкции в игре быть могут, но они сопровождают действия и являются дополнительными по отношению к ним. После 1-2 повторений игра должна быть понятна, даже если взрослый не будет при этом ничего говорить.
Вознаграждение за игру находится внутри игры, т. е. в качестве вознаграждения выступает кульминация. Внешнее вознаграждение, например, еда или доступ к значимому предмету, не используется.
Уровень сложности игры для ребенка никогда не превышает степень его удовольствия от игры в целом и кульминации, в частности. В самом начале игра не должна требовать от ребенка ничего, кроме его внимания к действиям взрослого.
После завершения игры (ее эпизода, после кульминации) взрослый организует ситуацию, в которой ребенок может своим поведением показать, что он хочет повторить игру еще раз. Рекомендуется для организации ситуации повтора вернуться в место и принять позу, с которых игра начиналась. Это должно сделать для ребенка понятным намерение взрослого играть в ту же игру еще раз. Необходимо выдержать паузу и дождаться реакции ребенка. Если она есть, например, ребенок пришел к взрослому в точку начала игры, подал руки/ноги, то такие действия распознаются как согласие. Если ребенок не реагирует : не подходит к взрослому, не фокусирует на нем свое внимание, отвлекается, начинает заниматься своими делами – такая реакция трактуется как отказ от повтора. Игру стоит закончить.
Игра каждый раз повторяется одинаково. Используются одни и те же слова, жесты, позы, пространственное расположение (начало и конец игры всегда в одних и тех же точках). Изменения вводятся без спешки и по одному.
Взрослый ведет себя эмоционально: интенсивная мимика, яркие интонации, крупные движения.
Таким образом, используя простые сенсомоторные игры, можно достичь следующих результатов: ребенок начинает смотреть в глаза, позволяет прикасаться к себе и сам касается других, развивается имитация, развивается разделенное внимание, ребенок следит за взрослым, ему интересно, что он делает, ребенок сам инициирует игру и начинает привлекать для этого других взрослых, ребенок учится ждать, соблюдать правила, нежелательное поведение проявляется реже, ребенок вам больше доверяет.
Список используемых источников
1. Захарова, И. Ю., Моржина, Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. – М. : Теревинф, 2018.
2. Лисина В. М. Общение, личность и психика ребенка. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007.
3. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М. : Эксмо, 2015