Евгения Кутузова
Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях общения является неотъемлемой частью поведения воспитанного человека. Для того чтобы в современном обществе было развито искусство грамотного общения, необходимо с дошкольного возраста воспитывать звуковую культуру речи. А примером высокой культурой речи в дошкольной образовательной организации служит в первую очередь воспитатель.
Публикация «Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи» [3].
Для эффективного решения поставленных задач Соловьева призывает соблюдать в групповой комнате тишину. Так как спокойная, тихая обстановка является одной из главных составляющих воспитания речевой культуры дошкольников. Еще не перешагнув порога в групповую комнату, нетрудно догадаться, какое место здесь занимает развитие культуры речи у детей. В группе относительная тишина, дети разговаривают между собой спокойным тоном. При обращении к воспитателю ребенок подойдет к нему и не спеша, спокойным тоном сообщит то, что его тревожит, соблюдая правила культурного общения с взрослыми. Воспитатель также говорит спокойно. Если необходимо привлечь внимание детей, он немного громче обращается к детям и, убедившись, что его слушают, спокойно дает распоряжение. В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, подавая пример культурного речевого общения. В шумной обстановке труднее научить владеть интонациями и силой голоса, разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, а также она вредит нервной системе, слуху и голосу дошкольников [3].
Главными компонентами культуры речи является развитие речевого слуха, артикуляционного аппарата и речевого дыхания. С развитым речевым слухом дошкольники быстро и правильно воспринимают речь, а именно звуковой облик слова. Это важно для понимания смысла слова и предупреждения ошибочного понимания в тех случаях, когда слова имеют незначительные различия в звуковом отношении, но и совершенно различны по смыслу (например, осень — озимь).
Развитие артикуляционного аппарата способствует правильному, ясному звукопроизношению. Звуки формируются в полости рта, объем и форма которых зависит от положений подвижных органов.
Развитие речевого дыхания обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Одним из эффективных и действенных средств, для развития культуры речи дошкольников является русский фольклор. Уже с раннего возраста важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, привлекать его внимание к предметам, животным, людям, увеличивать запас слов, воспитывать культуру речи детей. В этом помогут жанры русского фольклора, их звучность, ритмичность, напевность, занимательность.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка.
Выделяют следующие жанры детского фольклора : «поэзия пестования»; календарный; игровой; дидактический.
Поэзия пестования включает в себя: колыбельные песни, потешки.
Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится с первых дней жизни. Благодаря колыбельным песням обогащается словарь детей за счет того, что они содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя» такое грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
По мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи [1].
Потешки развивают фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией и исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, дети приобщаются именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем это будет способствовать формированию образности речи дошкольников, речевой культуры. Многие потешки сопровождаются движениями рук («Ладушки», «Сорока»). Другие сопровождают подвижные игры такие как «У медведя во бору», «Каравай», «Горелки» и другие [3].
Календарный вид жанров фольклора включает заклички и приговорки. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой.
Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые напевно произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам.
Повторные сочетания действий ребёнка со словами закличек и приговорок приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию и артикуляционный аппарат [2].
Игровой вид жанров включает в себя скороговорки, чистоговорки, считалки. Скороговорка – короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Скороговорки и чистоговорки слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор (Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила). Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка. Шутки чистоговорки применяются для развития и совершенствования речевого слуха, речевого дыхания.
Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова (Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха). Соревнование в сказывании считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память.
Дидактический вид жанров включает в себя пословицы и поговорки, загадки. Для быстрого запоминания нравственных норм и правил важны краткость, лаконичность пословиц. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению (Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь, Тише едешь — дальше будешь). Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи (Голубой платок, алый клубок - по небу катается, людям улыбается).
Произведения детского фольклора можно широко использовать в работе с детьми. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти произведения станут прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Русский фольклор развивает ребенка всесторонне и является одним из действенных средств развития культуры речи дошкольников, формируя речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание.
Библиографический список
1. Аникин, Владимир Прокопьевич. Русский фольклор [Текст] : Учеб. пособие для филол. спец. вузов / В. П. Аникин. - Москва : Высшая школа, 1987. – 285 с.
2. Мельников М. Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987.
3. Соловьева О. И. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду" Издательство «Просвещение», М., 1966 г.