Получи документы

Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников

Евгения Кутузова
Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях общения является неотъемлемой частью поведения воспитанного человека. Для того чтобы в современном обществе было развито искусство грамотного общения, необходимо с дошкольного возраста воспитывать звуковую культуру речи. А примером высокой культурой речи в дошкольной образовательной организации служит в первую очередь воспитатель.

Публикация «Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи» [3].

Для эффективного решения поставленных задач Соловьева призывает соблюдать в групповой комнате тишину. Так как спокойная, тихая обстановка является одной из главных составляющих воспитания речевой культуры дошкольников. Еще не перешагнув порога в групповую комнату, нетрудно догадаться, какое место здесь занимает развитие культуры речи у детей. В группе относительная тишина, дети разговаривают между собой спокойным тоном. При обращении к воспитателю ребенок подойдет к нему и не спеша, спокойным тоном сообщит то, что его тревожит, соблюдая правила культурного общения с взрослыми. Воспитатель также говорит спокойно. Если необходимо привлечь внимание детей, он немного громче обращается к детям и, убедившись, что его слушают, спокойно дает распоряжение. В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, подавая пример культурного речевого общения. В шумной обстановке труднее научить владеть интонациями и силой голоса, разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, а также она вредит нервной системе, слуху и голосу дошкольников [3].

Главными компонентами культуры речи является развитие речевого слуха, артикуляционного аппарата и речевого дыхания. С развитым речевым слухом дошкольники быстро и правильно воспринимают речь, а именно звуковой облик слова. Это важно для понимания смысла слова и предупреждения ошибочного понимания в тех случаях, когда слова имеют незначительные различия в звуковом отношении, но и совершенно различны по смыслу (например, осень — озимь).

Развитие артикуляционного аппарата способствует правильному, ясному звукопроизношению. Звуки формируются в полости рта, объем и форма которых зависит от положений подвижных органов.

Развитие речевого дыхания обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Одним из эффективных и действенных средств, для развития культуры речи дошкольников является русский фольклор. Уже с раннего возраста важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, привлекать его внимание к предметам, животным, людям, увеличивать запас слов, воспитывать культуру речи детей. В этом помогут жанры русского фольклора, их звучность, ритмичность, напевность, занимательность.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка.

Выделяют следующие жанры детского фольклора : «поэзия пестования»; календарный; игровой; дидактический.

Поэзия пестования включает в себя: колыбельные песни, потешки.

Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится с первых дней жизни. Благодаря колыбельным песням обогащается словарь детей за счет того, что они содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя» такое грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.

По мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи [1].

Потешки развивают фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией и исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, дети приобщаются именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем это будет способствовать формированию образности речи дошкольников, речевой культуры. Многие потешки сопровождаются движениями рук («Ладушки», «Сорока»). Другие сопровождают подвижные игры такие как «У медведя во бору», «Каравай», «Горелки» и другие [3].

Календарный вид жанров фольклора включает заклички и приговорки. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой.

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые напевно произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам.

Повторные сочетания действий ребёнка со словами закличек и приговорок приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию и артикуляционный аппарат [2].

Игровой вид жанров включает в себя скороговорки, чистоговорки, считалки. Скороговорка – короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Скороговорки и чистоговорки слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор (Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила). Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка. Шутки чистоговорки применяются для развития и совершенствования речевого слуха, речевого дыхания.

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова (Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха). Соревнование в сказывании считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память.

Дидактический вид жанров включает в себя пословицы и поговорки, загадки. Для быстрого запоминания нравственных норм и правил важны краткость, лаконичность пословиц. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению (Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь, Тише едешь — дальше будешь). Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи (Голубой платок, алый клубок - по небу катается, людям улыбается).

Произведения детского фольклора можно широко использовать в работе с детьми. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти произведения станут прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Русский фольклор развивает ребенка всесторонне и является одним из действенных средств развития культуры речи дошкольников, формируя речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

Библиографический список

1. Аникин, Владимир Прокопьевич. Русский фольклор [Текст] : Учеб. пособие для филол. спец. вузов / В. П. Аникин. - Москва : Высшая школа, 1987. – 285 с.

2. Мельников М. Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987.

3. Соловьева О. И. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду" Издательство «Просвещение», М., 1966 г.

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться.

Дидактическая игра для развития звуковой культуры речи «Веселый паровоз»Дидактическая игра для развития звуковой культуры речи «Веселый паровоз» Цель: -Развивать речевое дыхание; -Формировать умение пользоваться силой голоса; - Упражнять в отчетливом произнесении звуков. Описание:.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Критерии, показатели и уровни воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников Критерий: «Слуховое восприятие» Показатель: Дифференциация звучащих игрушек Уровни: Высокий - дифференцирует все звучащие предметы. Средний.

Малые фольклорные жанры как средство развития звуковой культуры речи Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать.

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ. Русское.

Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие владение речью как средством общения.

Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников О. С. Ушакова отмечала, что культура речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Главным ее результатом считается.

Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Красовская Елена Анатольевна Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 22:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Кутузова (УИ 441663) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД