Евгения Юзик
Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника.
Красовская Елена Анатольевна
Воспитатель МБДОУ № 152
Г. Мурманск
Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. Изучение проблем развития речи помогло определить задачи работы, которые находят свое отражение в ярких и важных темах, ведь речь – один из ведущих компонентов психического и личностного развития ребенка.
Публикация «Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
На третьем году жизни функция речи расширяется, она является средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Основным этапом развития становится овладение звуковой культурой речи, т. е. овладение речевым дыханием, темпом и ритмом речи, дикцией.
Нашими основными задачами на данном этапе являются:
- Упражнение в правильном произношении гласных и простых согласных звуков.
- Поддержка самодеятельных игр со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий.
- Учим узнавать персонажи по звукоподражанию.
В своих занятиях мы стараемся помочь детям понять сюжет картин, отвечать на вопросы воспитателя по их содержанию, активно повторять за воспитателем слова и фразы. Побуждать малышей поддерживать воспитателя при чтении хорошо знакомого стихотворения, вызывать сочувствие к персонажам. Так же продолжаем упражнять детей в произнесении и названии звуков, учим рассматривать предметные картинки, закрепляем правильное произношение звуков и слов, стараясь составлять из них простые предложения.
На занятиях приучаем детей медленно, постепенно выдыхать воздух через рот, способствуя формированию интонационной выразительности речи.
В этом возрасте дети часто употребляют существительные вместе с глаголами, начинают пользоваться предлогами, увеличивая активный словарь прилагательными. Кроме глаголов и существительных, довольно широко представлены местоимения.
В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания. Они употребляют глаголы в будущем и прошедшем времени, изменяя их по лицам, используют союзы и предлоги.
Из практики можно выделить несколько основных приемов, которые мы используем для достижения основных целей по воспитанию звуковой культуры речи, помогающих активизировать словарь.
- Вопросы.
Данный прием используется в знакомой обстановке, например, в режимных моментах. Малышей спрашивают о том, что они делали или собираются делать. Это помогает детям усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.
- Сравнение.
Развиваем способность сравнивать, сопоставлять, воспринимаемые объекты. Условием безошибочного решения практической или познавательной задачи является обследование предмета, ситуации. Детям легче представить величину грузовика, если они, взявшись за руки встанут вокруг машины; легче сравнить матрешки по величине, если маленькую матрешку вложить в большую.
- Речевые упражнения.
Предусматривают закрепление в памяти детей названий предметов, действий, качеств, отношений. Например, используются вопросы: «что это?», «что стоит в буфете?», «что продают в магазине?», «что делает собачка?», «какого цвета машина?»
- Договаривание слова.
Этот прием используется в знакомых детям сказках и стихах. Воспитатель начинает предложение, но не договаривает его, а ставит вопрос, дети подсказывают конец.
- Характеристика действий с предметами.
Воспитатель показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ними, тем самым ребенок использует слова и фразы, которые слышал от взрослого.
- Поручение, требующие от ребенка развернутого ответа.
Этот прием используется в показах – инсценировках, а так же в режимных моментах и в процессе самостоятельных игр.
- Пересказ.
Детям легче припомнить текст художественного произведения, сказки, потешки, если, повторяя его с детьми, воспитатель использует иллюстрации, выполненные к произведению, фигурки настольного театра и т. п.
Правильное произношение звуков в первой младшей группе у детей еще не закреплено, не автоматизировано. Пытаясь произвести правильно новый звук, дети в ряде случаев искажают уже освоенные. И тут задача воспитателя заключается в том, чтобы малыши, раннее плохо владеющие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками, с удовольствием дома рассказывали выученные в детском саду стихи и потешки, любили рассматривать книжки с картинками, объясняя и пересказывая прочитанное воспитателем.
Литература:
1.«Игры для развития мелкой моторики рук», О. А. Зажигина, СПБ ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г., с. 5-8
2. «Ребенок играет» (от 3 до 5, Д. Адкок, СПБ (Москва – Харьков - Минск) ООО Питер, 1996г., с. 198-199
3. «Поиграем, малыш!», И. П. Дайлидене, Москва «Просвещение», 1992г. ,
с. 4-8