Юлия Бродская
Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
О. С. Ушакова отмечала, что культура речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Культура речи включает элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств [16]. Этими элементами являются: звуковая и интонационная культура речи и фонематический слух.
Публикация «Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Культура речи, по мнению Ф. А. Сохина, это умение правильно излагать смысл содержания, пользоваться языковыми средствами, такими как звукопроизношение, интонация, лексическим запасом и грамматическими формами. А звуковая культура речи является составной частью речевой культуры [14].
Мнение Ф. А. Сохина поддерживал и А. И. Максаков, по его определению, звуковая культура речи охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. [11].
М. М. Алексеева, А. М. Бродич, В. И. Яшина считали понятие «звуковая культура речи» достаточно широким.
По определению М. М. Алексеевой, звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию [1].
По определению А. М. Бородич, звуковая культура речи - это произносительные качества, характеризующие звучащую речь: (звукопроизношение, дикция, элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) [3].
Исходя из вышесказанного, определения звуковой культуры речи разных педагогов схожи между собой, но более полным нам кажется определение А. М. Бородич.
Общеизвестно, что звуковой язык – это единственный язык общества, являющийся связующим звеном в общении между ребенком и окружающей его действительностью, в силу своей звуковой материи, которая представлена звуками, вовлеченными в процесс общения, то есть производства и обмена мыслей [15].
И. П. Павлов подчеркивал, что слово является реальным раздражителем, с самого первого момента овладения языком. Слово предстоит перед ребенком, прежде всего своей материальной, звуковой стороной, именно с ней ребенок имеет дело, когда учится понимать первые слова, а тем более, когда учится их произносить [13].
Рассмотрим понятие звуковой стороны речи с разных точек зрения: акустической, артикуляционной, функциональной.
Акустический (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи. Источниками колебаний при образовании звуков речи являются : движение голосовых связок, сужение канала, преодоление преград. Индивидуальные особенности полости рта, носа и глотки (их форма и размер) обуславливают индивидуальные различия в голосе, которые характеризуются такими физическими параметрами, как высота, сила и тембр голоса.
Артикуляционный (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата). Работа органов речи направленная на производство звуков, называется артикуляцией. Особенности произношения звуков в языке составляют его артикуляционную базу. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества.
Функциональный (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантов фонемы в процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функции [8].
Анализируя различные аспекты звуковой стороны речи, становятся понятными компоненты звуковой культуры речи, закономерности постепенного формирования звуковой культуры речи у детей и возможность определить задачи по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.
Компонентами звуковой культуры речи являются речевой слух, как предпосылка возникновения речи и речевое дыхание, как условие для возникновения речепроизношения. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции. Развитие восприятия речи, слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух [1].
Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема и ротовым типом дыхания [7]. Речевое дыхание характеризуется правильным сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз.
Каждый человек от рождения обладает слуховым восприятием, т. е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха. Важной характеристикой слуха является слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности, при этом внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.
В современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи.
В психологических исследованиях речевой слух называют фонематическим слухом. Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем» [19]. Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, от уровня развития фонематического слуха [5]. Как было отмечено И. П. Павловым, восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других [9].
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостатки анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Р. Е. Левина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова [17].
Д. Б. Эльконин назвал специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.
Фонематическое восприятие, если речевое развитие ребенка в норме, не требует специального обучения, а звуковой анализ требует специального обучения. Фонематическое восприятие - первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Фонематическое восприятие формируется в период до 4-х лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. И, наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Ребенок начинает реагировать на звуки со второй - четвертой недели жизни, в 7 - 11 месяцев он откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни слово становится орудием общения, когда ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку - фонемы, входящие в его состав. Далее развитие фонематического восприятия происходит быстро, скачкообразно, опережая артикуляционные возможности ребенка.
Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка [13].
Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.
По данным Н. Х. Швачкина, в период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи [18].
А. Н. Гвоздев и Н. И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения [4]. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. По словам Д. Б. Эльконина, правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают. Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и определение его отличия среди других [12].
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем произносить правильно.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает и при поступлении в школу. Несмотря на хорошие умственные способности, дети с нарушенным фонематического восприятия плохо справляются со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и грубым нарушениям письма [6].
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи детей младшего дошкольного возраста, поскольку этот период является наиболее благоприятным для ее решения. Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится с учетом возрастных особенностей речи детей.
Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников предполагает решение задач:
формирование правильного звуко- и слово - произношения, для этого необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, совершенствование моторики артикуляционного аппарата, последовательная работа над чётким произношением уже освоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными; закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи;
развитие речевого дыхания предполагает помощь детям в преодолении возрастных недостатков речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию;
формирование произвольной выразительности речи – владение средствами речевой выразительности высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, вопросительными и восклицательными интонациями. Н. С. Карпинская отмечает, что сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий [10];
выработки дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом. Работа над дикцией начинается с младшими дошкольниками в процессе пения и чтения потешек и стихотворений;
работа над орфоэпической правильностью речи заключается, в предоставлении воспитателем детям образца устной речи;
воспитание культуры речевого общения как части этикета, включает понятие общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения [2].
Итак, в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура», хорошо сформированное фонематическое восприятие и слух, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для дальнейшего обучения дошкольника грамоте.
Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи будет вестись по следующим направлениям: развитие речедвигательного аппарата и речевого дыхания, формирование правильного звуко- и слово- произношения, развитие фонематического восприятия речи, выработка дикции, работа над орфоэпической правильностью речи и воспитанию культуры речевого общения как части этикета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М. : Проcвещение, 1981. - 256 с.
3. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С. С. Бухвостова. – Курск: Академия Холдинг, 2000. –148с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
5. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары: Академия, 2000. - 216 с.
6. Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. - 2003, - № 8. – С. 12-23.
7. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. — М. : ВЛАДОС, 2008. – 368 с.
8. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. 5-е изд., испр. и дополн. – Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М. : Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 378 с.
10. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей : ранний и дошкольный возраст / Н. С. Карпинская. – М. : Педагогика, 1972. – 149 с.
11. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А. И. Максаков. – 2-е изд. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 c.
12. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1967. – 173 с.
13. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1964. – 352 с.
14. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - 223 с.
15. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком. Развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2014. – 288 с.
16. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников/ О. С. Ушакова. - М. : Институт Психотерапии, 2001. - 256 с.
17. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. – С. 76-80.
18. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика. Хрестоматия: учебное пособие / состав. К. Ф. Седова. - М. : Лабиринт, 2004. – 330 с.
19. Шульга, А. В. Роль фонематического слуха ребенка / А. В. Шульга; Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации: сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практ. конференции, 31 октября 2013 г. Ч. 5. - 2013. – С. 26-27.