Татьяна Красникова
Принципы построения РППС группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс различных средств образовательного процесса формирует основу образовательной среды детского учреждения, включающей в себя взаимосвязанные мини-среды: предметную, природную, социальную. Образовательная среда относится к важнейшим факторам развития личности ребенка. Успешное решение задач образовательной программы ДОУ невозможно без создания современной образовательной (развивающей) среды. Вопросы изучения роли, структуры, принципов построения и возможностей использования образовательной среды в образовательном процессе ДОУ исследовались известными психологами и педагогами (Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский и др.).
Публикация «Принципы построения РППС группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Образовательная (развивающая) среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. А. Левин).
Предметно-развивающая среда — составная часть образовательной (развивающей) среды дошкольного детства.
С. Л. Новоселова определяет предметно-развивающую среду детского учреждения как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика и предполагающую единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных вопросам организации и влияния развивающей среды на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, определены ее основные функции: а) информационная функция — среда является для ребенка источником сведений об окружающем мире и средством передачи социального опыта;
б) стимулирующая функция — среда оказывает развивающее влияние только в том случае, если она представляет для ребенка интерес, побуждает к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, поэтому развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатываются позиция по отношению к своему здоровью, к гигиене тела, а также двигательные умения и навыки;
в) развивающая функция — развивающее влияние среды связано с тем, как в ней сочетаются традиционные и новые, необычные компоненты; их оптимальное сочетание обеспечивает преемственность развития деятельности от простых форм к более сложным.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в работе «Концепция построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой (1993). В ней получили дальнейшее развитие основные положения Концепции дошкольного воспитания (1989) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы следующие принципы построения развивающей предметной среды:
1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первое условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы сверху («над», а ребенок — «снизу»; такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская; ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Это стремление воспитателя приблизиться к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя;
2) принцип активности, реализация которого предполагает формирование активности у детей и проявления активности взрослых;
3) принцип стабильности-динамичности среды. В развивающей среде должна быть заложена возможность ее изменения согласно вкусам и настроениям детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач;
4) принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы давать возможность построения непересекающихся сфер активности;
5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого;
6) принцип сочетания как привычных, так и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7) принцип открытости-закрытости, реализация которого предполагает открытость — природе, обществу и т. д. ;
8) принцип учета половых и возрастных различий детей, предполагающий построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Авторы концепции обращают особое внимание на то, что предметно-развивающая среда должна быть безопасной для жизни детей, способствовать улучшению их здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.
В «Концепции развивающей предметной среды детства» (1996, автором которой является С. Л. Новоселова, дается характеристика обогащенной предметно-развивающей среды в ДОУ. Такая среда представляет собой единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами обогащенной предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомас- штабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
В концепции Л. А. Парамоновой также определены требования к развивающей предметной среде ДОУ. Они не противоречат ранее приведенным принципам построения такой среды, а дополняют их:
а) учет возрастных интересов развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других ее видов);
б) соответствие предметной среды возможностям ребенка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л. С. Выготский);
в) соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. среда должна содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н. Н. Поддьяков);
г) предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, должна удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.
Обозначенные принципы содержания и структурирования предметно-развивающей среды были нормативно закреплены ФГОС дошкольного образования в форме требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
1) насыщенность среды — развивающая среда должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания в соответствии со спецификой программы;
2) трансформируемость образовательного пространства — возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) полифункциональность материалов — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в ДОУ (группе) полифункциональных материалов, использующихся в качестве предметов-заместителей;
4) вариативность среды — наличие в ДОУ (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
5) доступность среды — доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограничениями по здоровью, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
6) безопасность предметно-пространственной среды — соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Авторскими коллективами комплексных программ дошкольного образования («Детство», «Истоки», «Радуга» и др.) были разработаны соответствующие рекомендации по созданию предметно-развивающей среды с учетом концептуальных оснований и целевых ориентиров образования детей дошкольного возраста.