Квасникова Аделя
Роль воспитателя по развитию музыкального восприятия детей
▼ Скачать + Заказать документы
Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так говорили древние греки.
Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем!
Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями.
Публикация «Роль воспитателя по развитию музыкального восприятия детей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия
(слушания)
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от детей внимания, памяти, развитого мышления, знаний. Поэтому необходимо ребенка научить разбираться в особенностях музыки.
Сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Задачи воспитателя по развитию музыкального восприятия детей :
- Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе после музыкальных занятий
- Личным примером воспитывать у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражать заинтересованность.
- Организовывать самостоятельную музыкальную деятельность детей в группе.
- Участвовать в занятиях-практикумах с целью совершенствования собственных музыкальных умений и навыков.
- Обратить внимание ребенка на музыку помогают красочность, привлекательность, необычность предложенного
произведения.
Как организовать слушание музыки в группе?
Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения.
Поэтому важно выразительно прослушать произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера.
Этапы работы
1. Установка на слушание музыки.
2. Озвучить автора и название произведения.
3. Вопросы по содержанию
Какая по характеру музыка? (светлая, спокойная, таинственная, торжественная, радостная, праздничная и т. д)
Какое настроение передает музыка?
Показателем развития музыкального восприятия может служить отношение ребенка к той или иной музыке. (что вы чувствуете, слушая эту музыку- страх, радость, желание танцевать, маршировать и др.)
При повторном прослушивании внимание детей (особенно старшего возраста) привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности.
План работы:
1. Вспомнить название произведения и автора
2. Выделить средства муз. выразительности
Темп (быстрый,медленный)
Регистр (высокий, низкий)
Динамические оттенки (громко, тихо)
3. Определить жанр произведения (марш,песня,танец)
4. Можно выделить звучание отдельных инструментов в мелодии.
5. Отметить форму произведения (одночастная, двучастная, трехчастная).
В музыкальном воспитании дошкольников принцип наглядности имеет особое значение. Сложность, многообразие музыки, особенность ее восприятия требует принимать вспомогательные средства, для создания более яркого музыкального образа.
Дидактические игры (вообще игра) помогает справиться с трудностями в работе.
В игре дети интуитивно усваивают манеру чувствовать, анализировать, сопереживать музыке.
Игры «Определи муз. жанр», «Солнышко улыбается-грустит», «Выбери линию,характеризующую движение мелодии», «Придумай движение под музыку» итд
Длительность звучания музыкального произведения
1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми).
1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми).
В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности
• Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него.
• Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
• Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка
• Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем).
Фоновая музыка в работе воспитателя
помогает решать многие задачи
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
• практика показывает, что если дети вынуждены учиться любому искусству, «под давлением», то к результату они придут намного позже или не придут никогда. Дети, как и взрослые, не любят, когда их принуждают что – либо делать. Невозможно заставить понимать музыку, … Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес.