Марина Александровна Старова
Роль сетевых педагогических сообществ
▼ Скачать + Заказать документы
19.04.2017г.
РМО учителей физики
«Роль сетевых педагогических
сообществ в развитии современного педагога»
Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ,
интерактивных методических кабинетов – словом, всего того,
что формирует профессиональную среду.
В. Путин
В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования приобретает все более инновационный характер.
Публикация «Роль сетевых педагогических сообществ» размещена в разделах
В России давно реализуется государственная программа информатизации образования - оснащение школ компьютерами, мультимедийными программами и доступом в Интернет.
На сегодняшний момент можно констатировать факт того, что система российского образования переживает период активного обучения учителей работе как самим ИКТ, так и собственно работе в Интернет. В то же время, прошедшие годы убедительно доказали, что успешное разрешение многих проблем, встающих перед современным учителем и любым другим работником образования в деле использования Интернет-технологий в управлении и учебно-воспитательном процессе, возможно лишь при тесном взаимодействии с коллегами. При этом происходит информационный обмен "удачами" и "просчетами" в этой области, ежедневно возникающими в школе; проводится совместная творческая работа учителей и учащихся над проектами - исследовательскими, творчески-продуктивными, способными обогатить и сделать значимой учебную деятельность школьников, повысить профессиональный уровень учителя.
Единственный способ помочь активизации взаимодействия всех участников образовательного процесса - создание общероссийского ресурса, способного объединить в масштабах страны в единое информационное поле учителей и учащихся в единой образовательной сетевой деятельности - "профессиональное сетевое сообщество".
Что такое профессиональное сетевое сообщество? Как создаются сетевые сообщества? Каковы цели сообществ? Что они дают учителю?
На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся с вами ответить в ходе выступления.
Итак, что такое профессиональное сетевое сообщество.
Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет.
Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.
Цели сообщества :
- обмен педагогическим опытом;
-общение с коллегами различных регионов;
-повышение квалификации;
- получение новых знаний.
Признаки: коллектив единомышленников.
Виды:
• Монопредметные;
• Надпредметные;
• Мультипредметные;
• Федеральные, региональные, муниципальные, школьные
Формы деятельности:
-дистанционное обучение в рамках сообщества;
- общение в форумах, чатах;
-создание веб-страниц, сайтов и т. д.
В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:
• Обучающий семинар
• Виртуальная конференция
• Конкурс
• Проект
• Акция
• Виртуальная вечеринка
• "Мастерская"или мастер-класс
• Опрос
• Обсуждение в чате
• Фестиваль проектов
• Телеконференция
• Проектировочный семинар
В сетевых педагогических сообществах, возможна поддержка активности, используя следующие средства:
• Инструмент для создания дочернего сообщества, внутри основного;
• Инструмент создания Вики страницы;
• Блог;
• Форум;
• Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);
• Фотогалерея;
• Инструмент создания объявлений и сообщений;
• и. т. д.
Задача сетевого сообщества - организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, библиотекарей, а также учащихся. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества будут выступать в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети.
Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети Интернет?
Важное направление профессиональной деятельности учителей в сети – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.
Среда современных сетевых сервисов дает возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и компетентности, необходимые в XXI веке. В ходе сетевого взаимодействия возможно создание ЦОРов, их совершенствование, расширение спектра образовательных услуг. Существующие интернет-технологии позволяют учителю оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения.
Не менее важное направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на их самообразование, деятельность, связанную с повышением квалификации.
В созданных в настоящее время сообществах педагогов отражены все сферы деятельности учителя в реальности – методическая подготовка к урокам, решение педагогических ситуаций, консультации профессионалов, самообразование, участие в Интернет – конкурсах, проведение методических семинаров.
Среда сетевых сообществ дает нам возможность обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web – конференции, форумов и чатов, помогает нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Здесь можно получить адекватную оценку своих материалов и своей профессиональной деятельности без предвзятостей, предубеждений. А это очень мощная психологическая поддержка, способствующая профессиональному росту. Ведь не секрет, учителю самому нужна мотивация. И работа в глобальной сети является мощным стимулом для творческого подхода к обучению, самосовершенствованию, повышению квалификации.
Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода в образовании.
Сетевое взаимодействие проявляется в различных формах сетевой активности педагогов : создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация программы повышения квалификации, представление инновационного опыта в сети, он-лайн общение и взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах разного уровня. Учителя нашей школы освоили и такую возможность в Интернет, как дистанционное обучение и участие в педагогических творческих лабораториях в Вике-среде.
На страницах учителей, посвященных любому учебному предмету, можно найти:
• минимумы или стандарты образования;
• рекомендованные МО РФ или авторские программы;
• примерные поурочные планы;
• методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке;
• методические рекомендации по преподаванию конкретных тем;
• аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними;
• интересные научные факты и открытия;
• варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ;
• учебную и методическую литературу по предметам,
• а также аннотации новых публикаций (как электронных, так и традиционной печатной продукции);
• биографии ученых;
• аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения;
• интересные исследовательские работы учащихся;
• информацию о конференциях, форумах, а также, новости сети; и многое-многое другое.
Таким образом, участие в сетевых сообществах дает нам возможность:
• поделиться своим бесценным опытом в организации проектной деятельности детей (опубликовать и распространить его);
• получить консультации по вопросам организации групповой работы детей в Интернете и использованию сетевых сервисов;
• создать копилку профессиональных находок;
• принять участие в семинарах, мастер-классах, дистанционных консультациях и тренингах по проблематике сообщества;
• расширить круг профессионального общения;
• обсудить возникающие профессиональные вопросы и проблемы;
• поделиться своим мнением, интересными новостями, высказать пожелания, что не исключает горячих споров по интересующим собеседников вопросам;
• повысить уровень самообразования, обучаясь в мастер-классах различного направления, в том числе изучение новейших ИКТ-технологий, для практического применения.
Профессиональные сообщества предполагают не просто пассивный просмотр материалов и ресурсов, а активное общение на профессиональной почве. Внутри сообщества единомышленников создана плодородная почва для профессионального самосовершенствования и роста педагога, для совместного, а значит, более объективного, обсуждения и решения возникающих ежедневно педагогических проблем. Начинающие педагоги могут получить квалифицированную практическую помощь, а опытные педагоги – поделиться своими наработками, идеями и широко проявить себя в различных проектах и конкурсах, инициированных сообществом.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.
Еще одна проблема – занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ. Создаются форумы, специальные рубрики, на которой учителя могут задать интересующие их вопросы по использованию ИКТ в учебном процессе вообще, и в частности о приемах работы в том или ином программном продукте.
Новые сервисы социального обеспечения, такие как блоги, форумы, сетевые конференции и мастер-классы и пр. радикально упрощают процесс сетевого творчества.
Итак, подводя, думаю, общее мнение о роли сетевого профессионального сообщества в системе повышения профессионального мастерства педагога : чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства. Создадим условия внедрения лучшего из достижений и находок коллег в повседневность обучения и воспитания. Это и есть самая реальная точка роста модернизируемого общества России на современном этапе.