Казакова Екатерина Николаевна
Способы решения педагогических задач
▼ Скачать + Заказать документы
Термин "решение задачи" употребляется в научно-методической литературе обычно в четырех разных смыслах: 1. Процесс перехода от условия к выполнению требования задачи (к ответу на вопрос задачи) или процесс выполнения плана решения. 2. Запись результата процесса решения (Покажи мне свое решение). 3. Ответ на вопрос задачи или вывод о выполнении требования (Назови свое решение). 4. Способ, метод перехода от условия к выполнению требования задачи (Какое красивое решение найдено).
Публикация «Способы решения педагогических задач» размещена в разделах
Процесс решения задачи — это переход от условия задачи к выполнению ее к выполнению требования. Ответ на вопрос задачи или выполнение требования — результат процесса решения задачи. Иногда результатом решения может быть вывод о невозможности получения о невозможности выполнения ее требования.
Задача 1 : В средней группе девочка Даша (4 года) очень долго одевается на прогулку. Ждет, когда ей помогут одеться взрослые. Дети над ней смеются, обзывают ее маленькой. Вот и 10 апреля, Даша вновь задержала всех.
Доопределение: Даша это делает для того, чтобы привлечь внимание педагога. Мама и папа очень много работают, приводят ребенка к 7.00 и забирают в 19.00. И не уделяют ребенку должного внимания. И Даша таким поведением привлекает внимание взрослых.
Проблема: недостаток внимания у Даши, негативная атмосфера в коллективе.
Цель: решение проблемы здесь и сейчас.
Задачи :
-создание позитивной психологической обстановки;
-обучение детей работать в коллективе;
-учить детей помогать друг другу;
-обеспечить получение опыта одевания Дашей.
Сценарий:
Воспитатель: Ребята, скажите, а Вам нравится, когда Вас обзывают?
Дети: Нет.
Воспитатель: Скажите, а как тогда нужно с вами разговаривать, чтобы Вам понравилось?
Дети: Хвалить, говорить добрые слова.
Воспитатель: А Даше нравится, когда Вы ее обзываете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Даша у нас только учиться одеваться, это вы знаете. А что Даша хорошо умеет делать?
Дети: Рисовать, играть.
Воспитатель: Вот за это ее можно похвалить. Скажите, а как нам помочь Даше, чтобы она быстрее научилась одеваться и мы быстрее выходили на улицу?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Катя и Вика, вы одеваетесь, самые первые одеваетесь. Поможете Даше одеваться?
Дети: Да.
Реализуемые принципы:
-Уважение личности ребенка,
-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,
-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Задача 2 : На занятии по ИЗО дети (6 лет) рисовали фломастерами ель. Все дети нарисовали ее зеленой. И только Вадим нарисовал ее синей.
Доопределение: Вадим гиперактивный ребенок. Он не может долго концетрировать внимание на одном занятии и делает все слишком быстро, не продумывая действия.
Проблема: решение проблемы здесь и сейчас.
Цель: позитивный выход из сложенной ситуации, предотвращение негативной психологичсекой обстановки.
Задачи :
-поддержка инициативы детей;
-создание комфортной психологической обстановки;
-обеспечить детей получением опыта создание из синей ели зеленую.
Сценарий:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую интересную ель нарисовал Вадим.
Дети: Но она же синяя! А должна быть зеленой.
Воспитатель: А он сообразительный мальчик и с помощью его рисунка я Вам покажу опыт. Мы можем сделать зеленую елочку из синей. Хотите я Вам покажу?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я возьму желтый фломастер и посмотрим что получися. Какая теперь елочка?
Дети: Зеленая.
Воспитатель: Правильно. Хотите тоже провести такой эксперимент?
Дети: Да.
Реализуемые принципы:
-Уважение личности ребенка,
-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,
-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка.