Курмакаева Анна Алаксандровна
Аттестация педагогических работников в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Как известно, педагогические работники должны проходить аттестацию регулярно. В 2014 году порядок ее проведения изменился в соответствии с приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.
Основными задачами проведения аттестации являются :
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
Публикация «Аттестация педагогических работников в образовательной организации» размещена в разделах
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при - формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Правила аттестации педагогических работников
Существует два вида аттестации, которую проходят педагоги : добровольная и обязательная.
Добровольная аттестация проводится, чтобы повысить или подтвердить квалификационную категорию педагога. Обязательная аттестация преследует цель определить, соответствует ли педагогический работник занимаемой должности.
Добровольная аттестация
Если работник сам выступает с инициативой повысить свой разряд и обращается с соответствующим заявлением, то речь идет о добровольной аттестации или аттестации с целью установления квалификационной категории. На получение первого разряда могут претендовать преподаватели без категории и преподаватели с первой категорией, которым пора проходить следующую аттестацию. На высший разряд могут подавать педагоги, которые получили первую категорию, если с момента ее присвоения прошло два года. Также на высшую категорию вправе подать педагоги с высшей категорией, которым необходимо подтвердить свою квалификацию. И первая, и высшая квалификационная категория присваивается на пять лет и не подлежит продлению.
Обязательная аттестация
Она проводится один раз в пять лет. От прохождения аттестации освобождаются беременные женщины и педагоги, которые имеют квалификационную категорию. Также не обязаны проходить аттестацию преподаватели, которые работают в педагогической сфере не более двух лет. Что касается женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, то аттестацию им можно провести не раньше чем через два года после того, как они вышли из указанных отпусков. Если педагог по болезни отсутствовал на работе больше четырех месяцев подряд, то его можно аттестовать не раньше чем через год после его выхода на работу (п. 22 Порядка).
Порядок аттестации педагогических работников
В первую очередь в каждом образовательном учреждении должен быть разработан и утверждён соответствующий локальный акт (положение).
В него входит необходимые приложения, такие как: представление, лист ознакомления, согласие на обработку персональных данных, аттестационный лист и т. д.
Обязательную аттестацию проводит аттестационная комиссия, которую формирует сама образовательная организация (п. 5 Порядка). Руководитель своим приказом утверждает состав аттестационной комиссии. В нее входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).
Затем работодатель составляет список педагогов, которые подлежат аттестации. Туда включают не только основных работников, но и педагогов-совместителей. С этим списком сотрудников нужно ознакомить под подпись не менее, чем за 30 календарных дней до аттестации.
После этого на каждого педагогического работника работодатель готовит представление, где дается оценка его профессиональных и деловых качеств, отражаются результаты предыдущих аттестаций и т. д. С представлением работника также нужно ознакомить за 30 дней до аттестации. В назначенный день проводится заседание аттестационной комиссии. Чтобы оно было правомочным, необходимо присутствие не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии (абз. 2 п. 13 Порядка). Аттестация проводится с участием аттестуемого работника (абз. 1 п. 13 Порядка).
Представление (примерное)
к аттестации на соответствие занимаемой должности
Фамилия, имя, отчество ___
1. Число, месяц, год рождения ___
2. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность___
3. Сведения о профессиональном образовании, наличие ученой степени, ученого звания (когда и какое учебное заведение окончил, специальность и квалификация по образованию, ученая степень, ученое звание)___
4. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации, в том числе по направлению работодателя___
5. Сведения о результатах предыдущих аттестаций___
6. Стаж педагогической работы (работы по специальности) ___
Общий трудовой стаж___
Стаж работы в данном коллективе___
7. Государственные и отраслевые награды___
8. Домашний адрес___
9. Профессиональные качества работника___
11. Деловые качества работника___
12. Результаты профессиональной деятельности педагогического работника___
13. Отзыв об аттестуемом педагоге управляющего совета образовательного учреждения
___
Биографические данные, данные о трудовой деятельности, учёбе работника, соответствуют документам, удостоверяющим личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании и аттестации.
Руководитель ОУ ___ ___
(в соответствии с Уставом) (подпись) (расшифровка подписи) «___» ___ ___г.
МП
Председатель Аттестационной комиссии ___ ___
(подпись) (расшифровка подписи)
Председатель Профсоюзного комитета___ ___
(подпись) (расшифровка подписи)
С представлением ознакомлен (а) ___
(подпись) (расшифровка подписи работника)
«___» ___ ___г.
В течение 30 календарных дней со дня получения заявления аттестационная комиссия направляет письменное уведомление педработнику о сроке и месте проведения аттестации. Продолжительность самой аттестации от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней (п. 33 Порядка).
Уведомление педагогическому работнику (примерное)
___
(фамилия, имя, отчество аттестуемого педагогического работника)
В соответствии с п. 21 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 года, регистрационный № 16999, на основании представления ___(дата, доводим до Вашего сведения следующую информацию:
дата проведения аттестации ___;
(основание приказ от ___№___)
место проведения аттестации ___;
время проведения аттестации.
Настоящее уведомление подписывается в двух экземплярах:
1 экземпляр передается аттестуемому.
2 экземпляр остается у технического секретаря подкомиссии.
Секретарьаттестационной комиссии
___ ___ ___
(дата) (подпись) (расшифровка подписи)
Заведующий
___ ___ ___
(дата) (подпись) (расшифровка подписи)
Настоящее уведомление получил аттестуемый
___ ___ ___
(дата) (подпись) (расшифровка)
При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух, в присутствии которых составлен акт.
По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия, у работодателя.
На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.
Основные принципы аттестации :
коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Разработка критериев оценки аттестуемых
Современные требования к процедуре аттестации – это, прежде всего, требования к организации проведения. Здесь важны такие характеристики, как унифицированность, технологичность, использование стандартизированных процедур с четким распределением функций каждого участвующего.
Как уже говорилось ранее, аттестацию можно рассматривать в качестве инструмента управления процессом подбора и расстановки кадров в системе образования. Поэтому центральной задачей выступает разработка научно обоснованных методов и критериев оценки деловых и личностных качеств. В реальной практике психологическая оценка – необходимый компонент аттестации осуществляется интуитивно, на основе анализа документов, наблюдения, выяснения мнения компетентных лиц. Эта оценка несет на себе значительную долю субъективности. Вопрос: «Какие именно психологические и социально-психические параметры обуславливают творческую продуктивность личности в процессе образовательной деятельности?» - является актуальной темой социально-психологических исследований и разработок.
Оценка предмета аттестуемых (по должности они представляют разные формы трудовой деятельности) должна быть различной. Это предполагает создание унифицированных систем оценки для педагогических и руководящих работников.
Путь решения данной задачи видится в разработке социологических методов оценки кадров. Смысл этих методов состоит в том, чтобы на основе информации о предмете оценки аттестуемого, полученной от различных субъектов оценки, выявить ее общий показатель. Именно они могут быть «в руках руководителей тем инструментом», который позволит дать комплексную индивидуальную оценку кадров. Необходимо определить примерно одинаковую структуру критериев и по ним производить оценку аттестуемых, а их содержание наполнить индикаторами, отражающими специализацию должности и уровень профессиональных квалификационных требований.
Виды и содержание критериев оценивания аттестуемого
Содержание критериев:
• профессиональные – характеристики профессиональных знаний, умений, опыта аттестуемого, его квалификации, результатов труда и педагогических достижений;
• деловые – организованность. Ответственность, инициативность, эффективность деятельности;
• морально-психологические особенности работника : самооценка, добросовестность, психологическая устойчивость;
• интегральные – авторитет, общая культура, культура мышления, коммуникативная культура.
• содержание этих критериев должно определяться составом характеристик, подлежащих оценке, и зависеть от должности. Каждая должность может иметь свой набор характеристик в зависимости от специализации.
Кроме всего сказанного, оценка деловых и личностных качеств должна не только констатировать тот или иной уровень развития качеств работника, но и позволять решать следующие вопросы:
• что необходимо аттестуемого работнику для преодоления и компенсирования некоторых функциональных ограничений;
• каков его оптимальный стиль деятельности;
• каковы возможные направления совершенствования личностных качеств.
Поэтому члены аттестационной комиссии, руководитель, оценивая деятельность аттестуемого работника, должны попытаться быть как можно объективнее (отстраниться от своих эмоций, симпатий, антипатий).
Для решения обозначенной проблемы следует создавать экспертную комиссию, оценка которой будет объективной и независимой.
Для того чтобы предотвратить возникновение негативной обстановки в предаттестационный период, рекомендуем сосредоточится на задаче повышения профессионализма в работе. Аттестационная комиссия во время повышения профессионализма в работе, проявить максимум внимания к каждому аттестуемому, оценить его потребности, возможности. Тогда можно будет получить максимально высокий результат: аттестуемый педагог сумеет продемонстрировать свои скрытые таланты.
Цели аттестации как важной части работы с кадрами
Сегодня аттестация должна стать действительно важной частью работы с персоналом, целями являются:
• формирование высококвалифицированного кадрового состава образовательных учреждений;
• установление степени реального соответствия работника занимаемой должности;
• выявление перспективы применения потенциальных возможностей персонала,
• определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки работников,
• эффективное использование каждого сотрудника в соответствии с его специальности и уровнем квалификации;
• распространение передового аттестационного опыта;
• стимулирование роста профессионализма работников, их карьерный рост.
Таким образом, проведение аттестации должно способствовать созданию объективно работающей системы отбора и оценки кадров, направленной на привлечение, поощрение, удержание и продвижение лучших работников.