Елена Протасова
Участие в педагогических чтениях посвященных памяти К. А. Миксон «Роль музыки в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки в речевом развитии детей
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. По мнению известного нейролингвиста Татьяны Черниговской: "Занятие музыкой - это не десерт! Это совершенно другой тип мозговой работы. Занятия музыкой, начатые в раннем детстве, очень ускоряет и интенсифицирует (делает более интенсивным) развитие мозга, а так же улучшает качество нейронной сети и обеспечивает лучшую пластичность мозга, потому что он тренируется особым образом.
Публикация «Участие в педагогических чтениях посвященных памяти К, А, Миксон „Роль музыки в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.
Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.
Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.
В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.
Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:
1. Формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.
2. Прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство, является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.
3. Способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.
Пение - это, безусловно, тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!
Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.
Еще одно эксклюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.
Ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:
• Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.
• Пение требует более четкой артикуляции
• Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.
• Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
• Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.
• Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
• Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.
• Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде.
В своей педагогической деятельности использую методику австрийского композитора Карла Орфа «Музыка для детей». Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк, OrffSchulwerk) – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром. Больше всего эта методика помогает мне с детьми, у которых есть нарушения развития речи. В результате у детей прослеживается положительная динамика: они стали лучше проговаривать слова, а так же улучшилось внимание и память.
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
Упражнение способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например: "Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
По итогам работы у детей посещающую речевую группу прослеживается положительная динамика: улучшилась артикуляция, они стали лучше разговаривать, увеличился словарный запас, улучшилась память и мышление, они уже свободно проявляют себя в той или иной деятельности не зажимаются, стараются проявить себя. В этом году 70% из 100% принимают активное участие во всех мероприятиях ДОУ: конкурс чтецов, фестиваль «Золотой светлячок», фестиваль «Театральная весна» и др.
Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей в образовательной области «Речевое развитие».