Пахомова Диана Александровна
Роль русских народных инструментов в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость включения русской культуры и искусства (всех жанров) в воспитании дошкольника сейчас очевидна.
Во-первых, это многочисленные гаджеты в жизни детей, ребенок становиться обособленным, закрывается, отвыкает от живого общения. Конечно, наша жизнь стремится вперед, и мы все больше приходим к использованию компьютерных технологий, но, все хорошо в меру и наша задача не дать забыть ребенку радость от совместной деятельности и живого общения со сверстниками, родителями или педагогами.
Публикация «Роль русских народных инструментов в воспитании дошкольников» размещена в разделах
Во-вторых, немало важная проблема – это миграция из разных стран с внесением своей национальной культурой. И в этой ситуации мы как первые воспитатели и педагоги у детей, должны суметь заложить тот фундамент нужного и правильного представления о нашем прошлом, о том, кто мы и для чего пришли в это мир. Чтоб ребенок мог понимать родную культуру, родной язык, чтоб эти знания дарили ему радость и гордость.
Знание, понимание и уважение своей культуры дает возможность воспитать здоровое поколение. А русская народная музыка как первый и главный помощник в этом воспитании. Музыка всегда занимала особое место в жизни каждого человека. Она сопровождает людей на протяжении всей жизни. Именно музыка может передать ребенку определенные информацию, чувства и переживания. В дошкольном возрасте музыкальное развитие помогает ребенку познать мир, поскольку в этом возрасте у детей преобладает образное мышление. Определенный набор звуков и интонаций, услышанных ребенком, помогает ему создать наиболее точную картину мира.
Вовлекать ребенка в русскую народную культуру можно различными способами. Один из способов – это использование русских народных инструментов на музыкальных занятиях. Еще в глубокой древности первыми развлечениями детей были звуковые игрушки (инструменты) – погремушки, свистульки, трещотки. Играя с ними у ребенка, не только формировались музыкально – творческие навыки, такие как ритм, интонация, координация, но и помогали ребенку понять и познавать мир.
Все народные шумовые инструменты пришли из жизни и обихода человека, и имеют очень понятные и доступные ребенку названия. Погремушка – гремит, трещотка – трещит, свистулька – свистит, рубель – вырубать, жужжалка – жужжит и т. д. Форма, орнамент, звук этих инструментов целиком погружают ребенка в культуру своего народа. Учитывая эту доступность и понятность русских народных музыкальных инструментов, включить их в музыкальные занятия дошкольников не составляет никакого труда. А так как игра на этих шумовых инструментах не требуют никакой музыкальной профессиональной подготовки, то дети, играя на них получают только положительные эмоции, испытывают радость от того что они сами могут создавать музыку или дополнять ее.
В данном музицировании очень важна ансамблевая игра, которая открывает большие возможности для всестороннего развития. Ансамблевая игра – это постоянная и быстрая смена впечатлений, это огромный спектр разнохарактерной музыкальной информации. К тому же ансамблевое музицирование способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, памяти, двигательных навыков. Играя в ансамбле приобретаются навыки коммуникабельности, т. е. живое общение с другими участниками ансамбля (сверстниками, родителями, музыкальным руководителем). Ансамбль – это прекрасный способ для самореализации ребенка. Играя в ансамбле, дети учится слушать партнера, понимать друг друга, стараются вовремя передавать музыкальные реплики или вовремя вступать. Во время игры в ансамбле развивается музыкальное мышление, поскольку участник ансамбля одновременно слушает музыку, анализирует ее и вовремя воспроизводит звуки в соответствии с темпом, характером и динамическими оттенками произведения.
Задача сегодняшних дошкольных учреждений - раскрытие личностного потенциала каждого ребенка, активизация инициативы и творчества детей. Необходимо создать атмосферу, где воспитанник сам включается в творческий процесс. И именно ансамблевая педагогика дает нам огромные возможность и способы для реализации этих задач. Поскольку ансамбли народных инструментов обладают особо богатым разнообразием репертуара, неповторимыми красочными и шумовыми приемами.
Хочу заметить, что навыки игры в ансамбле необходимы не только тем детям, которые впоследствии пожелают связать свою жизнь и профессию с музыкой. Эти навыки просто необходимы в повседневной жизни. Поскольку к навыкам ансамблевого исполнительства относятся: умение работать в коллективе, проявлять коммуникабельность, отзывчивость, умение находить творческий подход на не стандартную ситуацию, быть внимательным, сосредоточенным и преданным делу.