Щепкина Татьяна Викторовна
Картотека русских народных игр для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека русских народных игр для дошкольников.
Так же как сказки, прибаутки и поговорки, русские игры были придуманы самим народом. Народные игры это не просто забава, но ещё и физическая тренировка. Они заставляют много двигаться, требуют от игроков находчивости, смекалки, ловкости и силы.
Публикация «Картотека русских народных игр для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Горелки
Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в нечётном количестве человек выбирают водящего, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Водящий» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.
Участники напевают следующую песню:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «водящему». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «водящий» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали, выполняет обязанности «водящего». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «водящий» продолжает «гореть».
Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.
Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии
Игра «Колечко».
Число участников не ограничено. Играли в эту игру дети до 10--12 лет. Ведущим был желающий. Все садились на скамейку или завалинку. Вместо колечка использовалась пуговка. Играющие держали руки петушком на коленях. Ведущий подходил к каждому, касался ладоней участников и кому-то одному клал пуговку. Затем он говорил: «Колечко, колечко, выйди на крылечко».
В это время каждый участник игры старался удержать соседа, так как не знал, у кого «колечко». Если игрок с «колечком» вырвался от соседа, то он становился ведущим. Играли в «колечко» весной и летом.
Краски
Это подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:
Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:
- Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?
Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает
- Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!
При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:
- Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей
После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место
«Бабки»
Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.
Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.
На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.
В игре принимало участие от двух до десяти детей. Забава помогала развивать скорость, силу и внимание.
Золотые ворота
Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».
Репа
Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.
Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок - «репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:
«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»
Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.
Существует еще одна вариация этой игры.
Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».
Салки
Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. Тот игрок, у которого оказывается предмет, говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.
Гуси-лебеди
Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:
- Гуси-лебеди, домой!
- Зачем?
- Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
- А чего волкам надо?
- Серых гусей щипать да косточки глодать!
Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда, когда будет пойман последний гусь.
Казаки-разбойники
Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.
Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.
По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.
«Тише едешь»
Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «водящий», перед другой — остальные игроки. Задача участников добежать до «водящего». Кто первым это сделает, тот становится на его место. Сложность заключается в том, что «водящий» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего — постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.
У медведя во бору
Это подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой — дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «У медведя во бору. Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.
.
Игра «Фанты».
В эту игру играли не только дети, но и парни с девушками. Игра начиналась так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет.
Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.
Играют не более 10 человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
Ведущий ведет примерно такой разговор:
- Что продается в булочной?
-Хлеб.
- Какой?
- Мягкий?
- А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
- Всякий.
- Из какой муки пекут булки?
- Из пшеничной. И т. д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети (или взрослые) по-
ют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки.
Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
Правила игры. На вопросы играющие отвечают быстро.
Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Современные тоже дети с удовольствием играют в старинные игры, в которые когда – то в детстве играли и мы взрослые. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие. Главное научить детей играть в такие замечательные и увлекательные игры.