Пачина Ирина Владиславовна
Конспект музыкальной гостиной «Путешествие в страну русских народных инструментов» для старших и подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Цель ОД: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
Публикация «Конспект музыкальной гостиной „Путешествие в страну русских народных инструментов“ для старших и подготовительных групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
6. Формировать певческий голос и выразительность движений.
7. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Материалы и оборудование:
Музыкальные инструменты, презентация «История возникновения русских народных инструментов», ноутбук, проектор, экран, угощение.
Ход ОД:
(слайд №1 и звуком)
Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал, образуют круг.
Муз. рук
Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, веселых, с хорошим настроением!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Пропою я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент - музыкальный….(инструмент.)
Муз. рук
Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие и послушать историю о том, как родились русские народные инструменты?
Посмотрите, какой красивый сундук у меня в руках (Открывает сундук, но что же это, сундук пустой! Куда же пропали все инструменты?
(Слайд 2, «Во поле береза стояла»)
(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»)
Муз. рук
Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.
- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты? Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.
(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)
Муз. рук
Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на стульчики - пенечки.
А вы знаете, что именно здесь, в лесу, родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.
(Слайд №3) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки
(Слайд №4). Деревянные ложки – это ударный инструмент. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)
Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку – трещотка, это тоже ударный инструмент (Слайд №5). Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем, как звучит трещотка (ЗВУК) А как вы думаете, почему ложки и трещотки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют.
Ребята, я хочу вам предложить поиграть на ложках и бубнах, и трещотках.
«Танец с ложками, бубнами и трещотками» (Слайд № 6)
Муз. рук (Слайд № 7)
Мы вышли на берег реки. Посмотрите ребята, видите на берегу реки растут камыши. Если срезать стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - дудочка (слайд №8)
(Слайд № 9)
Кувиклы (кугиклы, кувички) — русская разновидность флейты.
В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название: гудень, подгудень, средняя, и самая маленькая — пятушка.
Кувиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины.
Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша)
Ребята, как вы считаете, почему кувиклы и дудочка относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки. (Видео) слайд 10
(Слайд №11) А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №12). Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны.
Ребятки, давайте послушаем, как звучит балалайка. (Звук)
Муз. рук
Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.
(Слайд 13)
Картинка Девчушки - Веселушки с сундуком.
Веселушка:
Здравствуйте ребятишки,
Курносые девчушки, задорные мальчишки.
Муз. рук.
Здравствуй, а ты кто?
Веселушка:
Я, Девчушка - Веселушка – это знает, всякий!
Муз. рук.
Веселушка, а что это за короб у тебя такой?
Веселушка:
Да вот по лесу я шла, там его я и нашла.
Этот короб не простой, этот короб расписной
Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.
Муз. рук.
Ой, как интересно! Веселушка, а где ты его нашла?
Веселушка:
Скажу, если отгадаете загадку.
И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.
Расписные, яркие веселят всю ярмарку.
Дети:
Музыкальные инструменты!
Веселушка:
Молодцы, скажу вам где короб расписной!
В лес скорее вы идите,
И за елку загляните.
Муз. рук.
Ой, ребятки, пойду, схожу, загляну под елочку!
(Идет, выносит короб)
Муз. рук.
Так это же наши инструменты, которые пропали.
Ребята, давайте поиграем с вами в игру
Игра «Назови инструмент» муз. рук. достает инструменты, по очереди, дети отгадывают названия.
Муз. рук.
Молодцы! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов.