Папки-передвижки

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов»

Селезнева Ирина
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

-познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание;

-формировать у детей основы музыкальной культуры.

Задачи:

- приучать детей внимательно слушать музыкальные произведения в исполнении разных инструментов;

Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну русских народных инструментов“» размещена в разделах

- приобщать детей к народной музыке, высказываться о характере музыке;

- воспитывать интерес к произведениям русского фольклора.

Оборудование:

Балалайка, баян, бубен, гармонь, колокольчик, домра, деревянные ложки, трещотка, стиральная доска, пила, счеты, фонограммы звучания музыкальных инструментов, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний», шумовые инструменты.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов, беседа о русских музыкальных инструментах, слушание фонограмм со звучанием музыкальных инструментов, музицирование в шумовом оркестре.

Ход занятия.

Дети под русскую народную мелодию входят в музыкальный зал, садятся.

Муз. рук. –Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие, в страну музыкальных инструментов. А инструменты эти - родом из России. И неслучайно их называют «русские народные инструменты», ведь придумал их русский народ.

Давным – давно жили бедные крестьяне и, чтобы как-то скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого полюбилось людям. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», т. е. разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент…как? (балалайка) Посмотрите – это струнный инструмент, звук у него возникает благодаря игре на трех струнах. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздика, а детали соединяют специальным клеем. Хотите послушать, как она звучит?

Звучит отрывок русской народной песни «Светит месяц…»

Муз. рук.- А вот еще один русский музыкальный инструмент – домра. У нее бывает три или четыре струны. Никто не знает, откуда пришло такое название, скорее всего с Востока, потому, что у казахов есть похожий инструмент – домбра. Жизнь нашей русской домры была короткой и нелегкой. Хотите знать, почему? Очень давно на домрах играли скоморохи, это были веселые музыканты, которые в своих песнях высмеивали царя. И тогда царь издал указ изломать и сжечь все музыкальные инструменты. Но домра не погибла, на ней и сегодня играют музыканты. Хотите послушать?

Звучит отрывок русской народной песни «Калинка»

Муз. рук.- Следующий инструмент – это гармонь. Когда-то ручную гармонику изобрел немецкий музыкант, а российские мастера, которым понравилось звучание гармоники, сделали ее более удобной. Без гармони не проходила ни одна свадьба, в каждом селе был свой гармонист, а во время Великой Отечественной войны гармонь помогала людям выстоять и победить.

Звучит отрывок песни К. Я. Листова «В землянке»

Муз. рук. - А этот инструмент вам хорошо знаком – баян, родственник гармони. Название «Баян» произошло от старославянского слова «баяти», т. е. «говорить», «рассказывать». А смастерил первый баян музыкальный мастер Петр Стерлигов. Он не только ремонтировал старые музыкальные инструменты, но и делал новые. Над баяном мастер работал около двух лет. Кнопок здесь, как вы видите, намного больше, поэтому на нем можно сыграть более сложные произведения. Послушайте, как в наше время звучит баян.

Звучит отрывок пьесы А. Эшпая «В путь»

Муз. рук. – Однажды во время раскопок ученые нашли целую кучу древних музыкальных инструментов: из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки, из костей мамонта – погремушки и трещотки, из сухой кожи животных – бубны, которые гудели от ударов колотушек. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты. С годами эти инструменты видоизменялись: например, дудки стали делать из камыша, тростника или дерева (фонограмма и показ фото); трещотки из дерева, причем трещотки были разных видов (показ фото и исполнение небольшого ритмического фрагмента на трещотке); гусли – древнейший русский инструмент, изготавливали из одного куска дерева, выдалбливая его изнутри, а позже, когда струны стали делать из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми» (фонограмма и показ на фото). На гуслях обычно играли древние сказители, рассказывая сказки и легенды (нам известны герои русских сказок и былин - Садко, Добрыня Никитич); деревянные ложки до сих пор используются в России как музыкальный инструмент – музыкант извлекает звук, ударяя ложки друг о друга задними сторонами, ложкари обычно используют 3 ложки, две из них они держат между пальцами в одной руке, а третью – в другой. Музыкальные ложки очень нарядны, их расписывают вручную настоящие художники, а затем покрывают специальным лаком. В старину вся посуда, из которой ели крестьяне, была деревянной, кто и когда додумался превратить ложки в музыкальный инструмент, неизвестно, словом, ложками можно было и щи хлебать и музыку сыграть (фонограмма и показ ложек). Следующий инструмент – это колокольчик. В старину колокольчики крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет. А где вы еще слышали звон колоколов? Правильно, в церкви. Вот уже многие века колокола призывают верующих людей к молитве (фонограмма и показ фото). А я хочу показать вам еще один инструмент – вы его хорошо знаете – это бубен. Настоящий бубен обтянут кожей, к некоторым бубнам подвешивают колокольчики или небольшие тарелочки, которые начинают звенеть, когда мы ударяем по бубну или встряхиваем его (показ небольшого ритмического рисунка на бубне и показ фото). А давайте поиграем в игру «Определи инструмент».

Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент»

Игровой материал: 2трещотки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.

Муз. рук:- Вообще, русский народ использовал всякие приспособления для того, чтобы поиграть, например, вот эта стиральная доска (показ, счеты, которые использовались для счета денег (показ) ,пила, которой пилили дрова и многое другое! Чаще всего народные инструменты использовали скоморохи - веселые музыканты, которые ходили по Руси и были одновременно певцами, плясунами и музыкантами. Они играли на гуслях, на дудках и на бубнах. С бубнами они проделывали разные фокусы: подкидывали их и схватывали на лету, колотили им по коленкам, по голове, по носу. Они выступали на ярмарках, свадьбах и народных праздниках.

Звучит веселая музыка. Танцуя и играя на дудке, а затем на бубне, выбегает Скоморох.

Скоморох: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Муз. рук. : - Здравствуй, дорогой гость! Ребята, кажется, я догадалась, кто к нам пришел! Это же Скоморох! А как ты узнал, что мы про тебя говорили?

Скоморох:- А я услыхал знакомые звуки моих любимых инструментов и подумал: «Интересно, а кто это на них играет?»

Муз. рук. : - Мы с ребятами изучаем историю русских музыкальных инструментов, слушаем их звучание, рассматриваем картинки, на которых изображены музыкальные инструменты, и настоящие инструменты у нас есть. Вот, посмотри!

Скоморох: - Ух, ты! Это просто здорово, что вы интересуетесь русскими народными инструментами! Но вы, наверное, уже устали сидеть? Давайте сделаем небольшую разминку!

Игроритмика под русскую народную мелодию «Лапотуха»

Скоморох:- Неужели вы запомнили все эти инструменты?

Муз. рук. : - Ребята, я думаю, вы сможете назвать инструменты, с которыми сегодня познакомились?

Скоморох: - А вот я сейчас проверю. Отгадайте загадку:

1. Треугольная доска, а на ней три волоска,

Волосок – тонкий, голосок – звонкий,

Три струны, а звук какой, с переливами, живой.

Узнаю его в момент - самый русский инструмент! (балалайка)

2. Музыкальным инструментом кашу есть и щи хлебать

Можно запросто, а после для друзей своих сыграть! (деревянные ложки)

3. Я сыграю от души ритм очень трудный.

Что звучит? Скорей скажи! Непоседа - ….(бубен).

Скоморох: - Молодцы, догадались! А сейчас задачка потрудней будет! Мне нужен один ребенок (к столу выходит ребенок, на столе разложены картинки с изображением музыкальных инструментов). Сейчас я прочитаю трудную загадку про музыкальный инструмент, а ты должен найти среди всех этих инструментов нужный!

1. Какой инструмент произошел от общеславянского слова «балакать»? (балалайка)

2. Жизнь у этого инструмента была нелегкой. Он был очень известен среди простых людей, но однажды царь приказал его уничтожить. О каком инструменте идет речь? (домра)

3. На каком древнем инструменте играли герои русских былин Садко и Добрыня Никитич? (гусли)

Скоморох: - Какие молодцы! А у меня есть еще одна игра. Она называется «Четвертый лишний». Вы должны посмотреть на эту картинку и сказать, какой музыкальный инструмент из этих четырех лишний.

Музыкально – дидактическая игра «Четвертый лишний»

Муз. рук. : - Это еще что! Мы сейчас потруднее загадку загадаем! Ребята с закрытыми глазами смогут на слух определить, что за инструмент сейчас прозвучит! Сможете отгадать, ребята?

Слуховой анализ «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»

Муз. рук. : - Ребята, сегодня вы много нового узнали про музыкальные инструменты. Вы услышали их звучание, увидели, как они выглядят, узнали историю их происхождения, и даже отгадали верно все загадки! А если все эти инструменты будут звучать вместе, что получится? (оркестр). А хотите сыграть в оркестре? Давайте сейчас все вместе сыграем на музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр под фонограмму русской народной песни «Барыня»

Муз. рук:- Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответы) Мы с вами уважаем культуру своего народа? (ответы) А что именно вам понравилось? (ответы) А вы хотите дальше изучать историю русских народных инструментов? (ответы) Наше занятие окончено, до новых встреч! (Выход детей под русскую народную мелодию)

Публикации по теме:

Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной группе Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной группе. Цель: закрепить и систематизировать.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Конспект доминантного интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Под.

Конспект НОД «Путешествие в страну народных игр» по физической культуре в подготовительной группеКонспект НОД «Путешествие в страну народных игр» по физической культуре в подготовительной группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе (инструктор по ФИЗО Петрова Л. В.).

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» Цель: познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами (ложки, балалайка, свистульки, гусли, бубен, баян). Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В страну русских народных сказок» Цель: Активизация речевой активности детей через народное творчество. Задачи: 1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации,.

Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в страну музыки» Тема: «Путешествие в страну музыки» Цель: Расширение представлений у детей о музыкальных инструментах и музыкальной грамоте, создание условий.

Конспект СОД по художественной литературе для детей старшей группы «В страну русских народных сказок» Задачи: 1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. 2. Учить детей узнавать сказку по заданию. 3. Формируем умение.

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Музыкальное занятие в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Боронина Светлана Александровна.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов» в средней группе «Путешествие в мир музыкальных инструментов» (Конспект музыкального занятия в старшей группе.) Цель занятия: Продолжать совершенствовать.

Вечер русских народных игр в подготовительной группе «Ярмарка» Цель: приобщать детей к русскому народной культуре посредством русских народных игр. Задачи: 1. Закреплять умение детей играть в русские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов»
Опубликовано: 27 января 2019 в 16:49
+138Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов»» (включая файлы) размещена пользователем Селезнева Ирина (УИ 1543290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД