Лидия Калачева
Инсценирование русских народных песен как праздничная и свободная игровая деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Инсценирование русских народных песен, как праздничная и свободная игровая деятельность дошкольников.
Калачева Л. А.
Знакомство дошкольников с народным творчеством – важное условие постижения музыкального языка, проникновения в содержание, понимания ценности классического и современного искусства.
Публикация «Инсценирование русских народных песен как праздничная и свободная игровая деятельность дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Многие характерные черты русских народных песен явились источником творчества великих русских композиторов. М. Глинка, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, П. Чайковский учились на лучших образцах народной музыки. Композиторы часто включали народную песню в свои сочинения, по-своему преломляя ее, придавали ей новое звучание. Так дети с интересом узнают, что, например, в финале Четвертой симфонии П. Чайковского звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла», а в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» – мелодия песни «Во саду ли в огороде».
Фольклор в музыке позволяет освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Реализация фольклорного потенциала в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста особенно важна и необходима, так как в этом возрасте закладываются основные доминантные установки формирующейся личности, ребёнок эмоционально открыт, а фольклор наиболее непосредственно воздействует на развитие музыкальных способностей.
Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает инсценирование русских народных песен. По существу они являются небольшими сюжетными играми, в которых последовательно эпизод за эпизодом раскрывается содержание.
С большим интересом и огромным желанием дети нашего детского сада участвуют в инсценировании русских народных песен, таких как: «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот», «Ходила младёшенька по борочку», «А я по лугу», «В сыром бору тропина», «Ходит Ваня», «Кто унас хороший?», «Заинька, походи», «Весёлые гуси!», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Мишка косолапый», «На горе-то калина», «Земелюшка-чернозём», «Светит месяц», «Ах вы, сени» и другие песни. Участники выступают в костюмах, в качестве музыкальных инструментов звучат бубны, трещотки, треугольники, погремушки, колокольчики, деревянные ложки и другие инструменты.
Эта деятельность предоставляет возможность детям сыграть различные роли. Это для них праздник – игра. Игра – это свободная деятельность, совершающаяся не по принуждению. Игра в своей основе бескорыстна, отмечена качеством импровизации, неожиданности, парадоксальности, направлена против автоматизма окружающей жизни и ее зарегулированности.
Игра нередко выполняет функции тренировки способностей, необходимых для реализации в серьезном деле, упражнения в самообладании. Важен и такой аспект потребности в игре, как компенсация того, что ребёнок не обнаруживает в реальной жизни.
Скептицизм в отношении игры невозможен. Каждый играющий должен верить в безусловность происходящего. Для того, чтобы быть захваченным игровой стихией, надо находиться внутри ее. В инсценировании песен игра претворяет себя безгранично и беспредельно. Праздник отличается от искусства тем, что в искусстве человек, – прежде всего зритель, а в празднике – участник. Праздничная игровая стихия уже не просто сообщается ребёнку, но самим им творится и разыгрывается. Сам по себе праздник не знает завершенности. Если художественное произведение имеет начало и конец, то длительность и интенсивность праздника зависит от его участников. В этом смысле праздник есть сама жизнь, оформленная игровым образом. Праздник – это идеальный мир, который на время становится реальностью. Все, что ребёнок может компенсировать, восполнить как недостаток реальной жизни, выплескивается в стихии праздника. Все небывалое находится под его защитой и покровительством.
Всякий раз, когда игровое начало выступало почвой, как искусства, так и пограничных с ним видов творческой деятельности : праздника, художественных форм досуга, оно помогало человеку созидать себя, умножить свои способности, обогащать воображение. В момент игры ребёнок не равен самому себе, и из состояния игры он выходит не таким, каким был до нее. Игра предоставляет ему возможности подлинно человеческого существования хотя бы на время, в видимости. Одновременно она расширяет возможности самопревышения, помогает сохранению человеческого в человеке, развитию восприятия и мышления.
Дети неоднократно в свободной деятельности повторяют наиболее полюбившиеся инсценировки, меняются ролями, костюмами, музыкальными инструментами.