Получи документы

Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов»

Анна Степочкина
Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока во 2 классе : «Оркестр русских народных инструментов»

Тип урока : «Урок изучения новой темы».

Цель урока :

1.

Публикация «Конспект урока во 2 классе „Оркестр русских народных инструментов“» размещена в разделах

2. Знакомство с понятием «оркестр», «русский народный оркестр», с русскими народными музыкальными инструментами (свистулька, жалейка, балалайка, домра, баян, свирель, рожок, гусли, гармошка, трещотки, деревянные ложки, их тембровой окраской.

Задачи:

Обучающие

1. Формирование знаний о русском народном оркестре.

2. Знакомство с русскими народными инструментами. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

3. Обучать навыкам исполнения музыки используя музыкальные инструменты

(деревянные ложки, трещотки, бубен) .

4. Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.

Развивающие:

1. Развить интерес к музыке через творческое самовыражение

2. Развить наглядно- образное мышление;

3. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.

Воспитательные

1. Воспитать эмоциональную отзывчивость, любовь к народному искусству

2. Приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа;

3. Нравственное воспитание уч-ся, развитие патриотических

чувств.

Оборудование: русские народные инструменты, компьютер

мультимедиа

Музыкальный репертуар: русские народные наигрыши и мелодии, русская народная песня «Во кузнице».

Тип урока : комбинированный

План урока

1. Организационный момент.

2. Теоретическая часть (презентация о русском народном оркестре).

3. Практическая часть (игра на ударных русских народных инструментах, создание импровизированного оркестра, вокально – хоровая работа над русской народной песней «Во кузнице»)

4. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте ребята!

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Сегодня, ребята, я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

Ученики: Да!

Учитель: И начать хотелось с загадки, отгадав которую вы поймете, о чем же сегодня пойдет речь.

Бубен есть, трещотка, дудка,

Балалайка, гусли, домра,

Есть баян и вот гармошка,

Даже расписные ложки,

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест,

Отгадать ребята, нужно,

Что же это…. (ОРКЕСТР) (слайд 2)

И так о чем же сегодня пойдет речь?

Ученики: Оркестр

Учитель: Правильно – оркестр.

Ребята а что же такое оркестр?

Ученики: (ответы детей) ОРКЕСТР (когда играет много инструментов).

Учитель: ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке? (об оркестре нар. инструментах)

А что же такое оркестр нар. инструментов? (слушание)

Ученики: (ответы детей) это оркестр, включающий в свой состав только русские народные инструменты.

Репертуар рус. нар. оркестров включает обычно обработки рус. нар. песен и переложения сочинений.

Русские народные инструменты делятся на 4 основные группы: струнные, ударные, духовые и оркестровые гармоники. (слайд 3)

А сейчас попробуем вспомнить какие же русские народные инструменты существуют.

А помогут вам в этом мои загадки:

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка (ДОМРА) (Слайд 5)

ДОМРА – струнный щипковый инструмент, с овальным корпусом, с длинным грифом и 3-4

струнами. Звук извлекается с помощью медиатора (спец. маленькая пластиночка, похожая на листок). Этот инструмент – основа народного оркестра. (слушание)

1. Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего то 3 струны

Ей для музыки нужны

Кто такая? Отгадайка

Это наша …. (БАЛАЛАЙКА) (Слайд 6)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18-19 веках была самым распространенным нар. инструментом. Под нее плясали, пели песни.

БАЛАЛАЙКА - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство и большие и маленькие.

(слушание)

«Сам Садко на них играл и душевно напевал,

Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун» (ГУСЛИ) (Слайд 7)

ГУСЛИ – Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Что из себя представляет инструмент? Доска, похожая на крыло, с натянутыми на нее струнами (от 5 до 12) Их клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором. Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» - гудеть. (слушание)

Эти три инструмента относятся к группе струнных инструментов.

Следующая группа «оркестровые гармоники»

«В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная

Русская двухрядная

Заиграет только тронь,

Как зовут ее…. (ГАРМОНЬ) (Слайд 9)

Это очень интересный музык. Инструмент. Он не струнный и не ударный и не духовой. Он клавишно – пневматический. Клавишный – потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует. По бокам у гармони клавиатура с кнопками. А между ними – камера, в который закачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки и она звучит.

У гармони есть брат – БАЯН.

Ударные инструменты

Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят. (ЛОЖКИ) (Слайд 11)

Ложки – самый простой, самый распространенный инструмент русского народа.

Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмичес-кого музыкального звука. Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору. Ложки – один из самых колоритных и самых узнаваемых музыкальных инструментов, пришедших к нам из Древней Руси. (слушание)

Что за треск на всю округу?

- Это мы трещим с подругой! -

Ох, трещотки хороши,

Прямо праздник для души!

ТРЕЩОТКИ - представляют собой деревянные пластинки, которые при встряхивании удараются друг о друга и издают трескучие звуки. (Слайд 12)

Есть бубенчики на нем,

По нему мы громко бьём,

С ним сейчас играть мы будем

Дайте в руки звонкий…. (БУБЕН) (Слайд 13)

БУБЕН – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной, иногда в прорези вставляются бряцающие металлические пластинки. Упоминание о инструменте в 10 в., использ. в ратном деле,а позднее бубном широко пользовались скоморохи.

Бубенцы, бубенцы-

Весело звенят!

По снежку, по снежку

Саночки летят

Он - ударнику товарищ.

Кнопок черных, белых клавиш

Не найдете вы на нем,

Но разбудит целый дом,

Если ночью заиграет.

Африканец понимает,

Пианино и баян

Не заменят …. (БАРАБАН).

Этот музыкальный инструмент распространен у большинства народов. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками.

(слайд 14)

И последняя 4 группа инструментов – духовая, от слова «Дуть»

Росписная невеличка

То он утушка, то птичка

В детстве сколько вы хотели

В этот инструмент свистели (СВИСТУЛЬКА) (Слайд 16)

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины в виде небольшой, яркой птички. Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями.

Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительному использованию и хранению.

Приложил к губам я трубку,

понеслась по лесу трель,

инструмент тот очень хрупкий,

называется… (СВИРЕЛЬ) (Слайд 17)

Русская свирель ещё недостаточно изучена. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиковберезы. Слово «свирель» очень древнее.

Свирель представляет собой простую деревянную, иногда металическую, дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий — обычно шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи. (слушание)

В деревнях она живет, очень жалобно поет (ЖАЛЕЙКА) (Слайд 18)

Жалейка – народный духовой инструмент, представляет собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.

Название произошло от слова «жалеть», «жалость»

Звук жалейки терпкий, резкий, но жалостливый, плачущий. (слушание)

В рот к себе её берут

Не глотают, не жуют,

Дуют в эту трубочку

И играет (ДУДОЧКА) (слайд 19)

Дудка — народный духовой деревянный музыкальный инструмент, состоящий из деревянной (чаще бузинной) тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. (слушание)

Вышел в поле постушок, заиграл его…. (РОЖОК) (Слайд 20)

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. Изготовляют рожок из березы,

клена или можжевельника.

В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. В настоящее время их вытачивают на токарном станке.

Звук у рожка сильный, но мягкий. (слушание)

Он руками машет плавно

Слышит каждый инструмент

Он в оркестре самый главный

Он в оркестре – президент. (ДИРИЖЕР) (Слайд 21)

Закрепление материала («Правильный оркестр») – Слайд 22,23,24

Физкультминутка (3 мин.)«беззвучный оркестр» (говорю ребятам народный инструмент, а они показывают как на нем правильно играть).

Вокально – хоровая работа над песней «Во кузнице» (Слайд 25)

Пение песни «Во кузнице» с импровизированным детским оркестром (бубен, ложки, трещотки).

Подведение итогов, выставление оценок.

«Искусство – объединяет, а в «единении сила», и чем больше,

чем шире будет распространяться музыка по земле родной, тем лучше».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» на примере героев русских народных сказок Конспект «Основы антитеррористической безопасности». Группа №3 «Капелька» Подготовила и провела Воспитатель Шишмарева И. В. Цель: Довести.

Конспект фольклорного развлечения в средней группе по мотивам русских народных сказок Фольклорное развлечение в средней группе по мотивам русских народных сказок Цель: 1. Знакомить с фольклорными произведениями. 2. Воспитывать.

Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной группе Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной группе. Цель: закрепить и систематизировать.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» Цель: познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами (ложки, балалайка, свистульки, гусли, бубен, баян). Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД «Из истории народных музыкальных инструментов» Основные задачи: 1. Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, историей их создания и использования в различные исторические.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В страну русских народных сказок» Цель: Активизация речевой активности детей через народное творчество. Задачи: 1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации,.

Музей музыкальных инструментов и народных игрушекМузей музыкальных инструментов и народных игрушек Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Наименование музея: «Музей музыкальных.

Оркестр народных инструментов «Калинушка». Видеоотчет Вот уже 46 год я работаю с детьми. Учу детей не только русским народным,но и мордовским песням. Стараюсь чтобы дети не забыли свой родной.

Видео и проект «Оркестр детских музыкальных инструментов. Подготовка к фестивалю»Видео и проект «Оркестр детских музыкальных инструментов. Подготовка к фестивалю» Проект «Участие в Фестивале «Солнечные лучики» 2018. Оркестр «Россияночка»Музыкальный руководитель МАОУ «СОШ №4» Структурное подразделение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 06:34
+136Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Степочкина (УИ 1822300) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД