Колданина Галина Николаевна
Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования.
Каждый ребенок имеет право на особую защиту и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети, которые имеют разную степень инвалидности.
Темочки:
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достоинств.
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Главный принцип инклюзивного образования- не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка.
Участники образовательного пространства: дети, педагоги, родители, специалисты.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте» (закон Российской Федерации «Об образовании»).
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и дети, не имеющие дефектов, способны под влиянием необходимой медицинской помощи, средств реабилитации, воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. В основе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья находится социальная адаптация и реабилитация. В свете адекватного и продуктивного включения детей в социум коррекция нарушений развития рассматривается как одно из важнейших условий. В основе Российской модели инклюзии лежат положения Л. С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность воспитания и обучения ребенка непосредственно определяется степенью социально - психологической адаптированности родителей, что предполагает их информированность об особенностях развития собственного ребенка, основных характеристиках качества психического развития и их соответствия возрастным нормам, о роли эмоционально- позитивного общения, игровой деятельности и т. д. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Относительно развития ребенка с ОВЗ возникают некоторые затруднения, связанные влиянием окружающей среды в широком смысле и таким детям требуется существенно повышать усилия для решения задач, достижения целей и в силу этого увеличиваются требования к личности. Это повод обращения к своим ресурсам, их реализации. Эти состояния проецируются и на родителей. Вышесказанное становится основой для формирования причины неготовности к поддержке инклюзии на уровне микросистемы семьи – это отсутствие компетентности в принятии решений относительно своей жизни и жизни своего ребенка. Эта компетентность зависит не только и не столько от знаний, которые есть у конкретного родителя, от отношения к проблеме инвалидности ребенка и от внешней поддержки, но и от того «ассортимента» услуг, который предлагается для особого ребенка и его семьи, а также от взаимоотношений между семьей и специалистами. Человек с нарушениями имеет право вести такую же жизнь, как и остальные члены общества. Для детей это, прежде всего, возможность жить в семье, быть рядом с обычными сверстниками, ходить в обычную школу или обычный детский сад. Таким образом, на смену сегрегации в специальных учреждениях пришло понимание необходимости интеграции и включения детей с особыми потребностями в среду обычных сверстников. Но среди населения преобладает бытовая модель отношения к особым детям, сформированная под действием биологической модели инвалидности. Следствием этого может стать и нежелание специалистов «допустить» особого ребенка в обычный детский сад, и неготовность родителей обычных детей к приему в группу особого ребенка.
Модель сопровождения семьи и ребенка с ОВЗ.
Целью сопровождения семьи и ребенка является создание оптимальных условий психического и социального развития, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специального организованного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Задачи:
Раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
Создание необходимой развивающей среды;
Разработка и применение индивидуальных мер коррекции;
Стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
Осуществление профилактики неблагополучного развития ребенка.
Работа с родителями ребенка – инвалида ведется по направлениям:
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии с родителями стоит дифференцировано подходить к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
• вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
• научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
• сформировать адекватную самооценку.
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Работа с семьей ведется по 2 направлениям:
• повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ;
• вовлечение в непосредственно образовательную деятельность.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Дальнейшая работа с родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия:
• анкетирование (для анализа настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в ДОУ);
• индивидуальные беседы и консультации анализ социального статуса семьи, установление партнерских отношений; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
• праздники (создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки).
Проведение анкетирования, личных бесед помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать формы взаимодействия с семьей. А последующие формы взаимодействия помогут родителям активно влиться в процесс образования. Организация взаимодействия педагогов и семьи, основанное на сотрудничестве позволяет родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, что способствует личностному развитию детей и поддержания их познавательной активности.