Косарева Марина Валерьевна
Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья - дети с ОВЗ, имеют равные со всеми права на образование. Вспомним, кто такие дети с ОВЗ - дети с нарушением слуха, зрения, дети с речевыми нарушениями, двигательными нарушениями дети с расстройствами аутистического спектра.
Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ОВЗ имеет право воспитываться и развиваться совместно со своими здоровыми сверстниками. Такое инклюзивное образование должно отвечать особым потребностям данного воспитанника с ОВЗ. В первую очередь требуется создание специальных условий развития и воспитания в рамках образовательной среды детского сада.
Публикация «Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОУ» размещена в разделах
На мой взгляд, дети–инвалиды должны воспитываться в специализированных детских садах. В таких учреждениях есть специальные педагоги, созданы условия, опробованы методики. Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа специалистов.
Сопровождение детей в ДОУ осуществляют:
-медицинский работник – мониторинг здоровья
- психолог – ведет коррекционную работу, консультирует педагогов и родителей
-логопед – занимается развитием и коррекцией речи
-муз. руководитель – реализует программу муз. воспитания
- инструктор по физ. воспитанию – определяет уровень физ. подготовки в соответствии с диагнозом и возрастом
- воспитатель – обеспечивает всестороннее развитие, проводит занятия, организует совместные занятия
Если нет таких специалистов, то воспитатель одновременно выполняет весь функционал выше перечисленных и составляет индивидуальный маршрут.
На сегодняшний день в детских садах условия для инклюзии не достаточны : отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, отсутствие специалистов.
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить двумя показателями: профессиональная готовность и психологическая.
Профессиональная готовность :
- информационная готовность
- владение пед. технологиями
- знание психологии
- готовность использовать вариативные формы и методы
- повышать профессиональные знания
Психологическая готовность :
- эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений
- готовность включать в деятельность и взаимодействие
- удовлетворенность собственной деятельностью
На практике воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и составе педагогического консилиума разрабатывает адаптированную программу, определяет средства достижения, предметно-развивающую среду, организует образовательную деятельность.
Помимо обладания большим количеством знаний педагог должен обладать «особыми» качествами. Конечно, это колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, психологическая гибкость, выдумка – черты, которые способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой такой ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем его мире.
«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает» (Я. А. Коменский)