Коляскина Наталья Николаевна
Роль произведений К. И. Чуковского в воспитании и развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе, так как они развивают мышление и воображение ребенка, а особенно стихи К. И. Чуковского, чтение которых превращается в забавную игру. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение, мотивирует поведение.
Публикация «Роль произведений К, И, Чуковского в воспитании и развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
Ключевые слова :дети раннего возраста, развитие речь, речь, воспитание.
Влияние искусства на человека не может быть заменено ничем другим, поскольку оно обладает только ему одному присущими свойствами: художественная литература дает человеку возможность практически освоить духовный опыт предшествующих поколений, она вырабатывает мировоззрение, воспитывает гуманность.
В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги. Характерной особенностью детей от 2 до 3 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Они развивают мышление и воображение ребенка, обобщают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.
Исследования В. И. Логиновой, М. А. Саморуковой, Л. Ф Островской, С. В. Петериной, Л. М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей раннего возраста является художественная литература [5,3]. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского.
К. И. Чуковский - настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского.
Они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху», «Айболита» и «Бибигона»? Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К. И. Чуковского, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений. К. И. Чуковского способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей.
Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на речевое ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты [4,10]. Приведу несколько примеров:
- для создания веселого настроения используются стихотворение К. Чуковского «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
- чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, читаются сказки К. Чуковского «Айболит «, «Бармалей»;
- для звукоподражания слушается и повторяется песенка «Бармалей»;
- для стимулирования подражательных движений разыгрываются с детьми эпизоды из рассказа «Мойдодыр»;
- для разыгрывания диалогов разучивается стихотворение «Мойдодыр», инсценируется сказка;
- для игры в перевоплощения читается стихотворение «Мойдодыр»;
- для определения ощущений - например вкусовых и - обращаются к образу гостей мухи из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» (Приходила к Мухе Бабушка – пчела, Мухе-Цокотухе меду принесла, или Бабочка-красавица, кушайте варенье! Или вам не нравится наше угощенье, «Мойдодыр» ( А за ними пирожок: Ну-ка съешь меня дружок! А за ним и бутерброд: Подскочил - и прямо в рот) и т. д. ;
- для оформления представлений об осязательных ощущениях читается стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» (Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться);
- для развития способности «видеть» со слов читается, изображаются движения, и рисуются стихотворения;
- для усвоения противоположных понятий учатся стихи А. Введенского, К. И. Чуковского «Котауси и Мауси».
Это обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991./
2. Ивич А. Сказки и заповеди Корнея Чуковского // Ивич А. Воспитание поколений. – М. : «Детская литература», 1969./
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : Учебное пособие. 4-е изд. – М. : Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. /
4. Новиковская О. А. Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. - СПб. : Паритет, 2007. /
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : 1981./