Екатерина Пономарева
Роль продуктивных видов деятельности в развитии самооценки старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время очень важно быть конкурентно способным человеком. Проблема развития самостоятельности, активности, инициативности личности выходит на новый уровень образования. В соответствии с ФГОС ДО одним из психолого-педагогических условий успешной реализации программы выступает поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, которые открывают возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками [7].
Публикация «Роль продуктивных видов деятельности в развитии самооценки старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Старшая группа
- Темочки
Иными словами, на современном этапе развития дошкольного образования речь идет о развитии способностей детей к гибкости и мобильности мышления их творческой инициативы, что проявляется в его самооценке.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу можно отметить, что проблемой самооценки занимались как в отечественной науке, так и зарубежной. Наиболее полно теоретические аспекты сущности самооценки нашли отражение в трудах Л. И. Божович, И. С. Кона, А. И. Липкиной, Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Г. С. Костюка, Ф. Т. Михайлова, С. Л. Рубинштейна, В. В. Столина, П. Р. Чаматы, И. И. Чесноковой, Е. В. Шороховой и других. Применительно к дошкольному возрасту отметим исследования Н. Е. Анкундиновой, В. А. Горбачевой, Л. И. Божович, Б. С. Волкова, Л. И. Уманец, Г. А. Урунтаевой, Т. А. Репиной, Т. Дембо, С. Я Рубинштейн, В. Г. Щур, М. И. Лисиной и других. Ученые исследуют и анализируют онтогенез самооценки, ее структуру, функции, возможности и закономерности формирования.
Ученые педагоги и психологи по – разному подходят к понятию самооценки. Так, Р. В. Бернс дал следующее определение самооценки : «Самооценка — аффективная оценка представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением» [2]. Розенбург О. С. дал иное определение самооценки : «Самооценка — это позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я» [5]. Л. В. Бороздина считает, что самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Наиболее точным, на наш взгляд, представляется определение самооценки, данное В. С. Агаповым, который в своем исследовании придерживается следующей позиции: «самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает» [5].
Если обобщать определения исследователей, то можно сказать, что самооценка – это личностное образование, которое принимает непосредственное участие в процессах регулирования и контроля поведения и деятельности в качестве автономной характеристики личности, которое формируется при инициативном участии самой этой личности и отражает сущность и своеобразие внутреннего ее мира, а так же является регулятором значимости личности среди других людей [8].
Существует большое количество различных методов, приемов формирования самооценки. Вместе с тем, проблема развития самооценки продолжает оставаться актуальной в контексте реализации системного, личностно-ориентированного, компетентностно-деятельностного подходов [1].
В связи с чем, система образования должна быть построена на предоставлении дошкольникам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Такая тенденция воспитательно-образовательного процесса предполагает поиск новых подходов к его организации, где акцент стоит на формировании самооценки дошкольников.
По мнению таких ученых как З. И. Калмыкова, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, Г. Н. Мирошникова, И. П. Подласый, Р. К. Серёжникова, А. В. Хуторской и др., продуктивная деятельность, является одним из действенных средств развития воспитанников, так как стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку, в процессе создания и принятия нового продукта, научиться оценивать результаты своего труда и себя как личность.
Под продуктивной деятельностью в дошкольной организации понимается творческая созидательная деятельность детей, в результате которой появляется некий продукт, который соответствует замыслу [5]. В продуктивную деятельность дошкольников включают изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструктивную деятельность. Занятия продуктивной деятельностью имеют игровые формы проведения и очень увлекательны для дошкольников. Продуктивная деятельность рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры. Продуктивная деятельность способствует осмыслению понятий социальной действительности благодаря широкому использованию различных изобразительных средств, для передачи эмоционально-творческого переживания действительности.
Продуктивная деятельность имеет огромный потенциал в развитии самооценки детей, так как в процессе созидательной активности дети воплощают в жизнь и продукт свои эмоции, переживания, отношение к окружающему и самому себе. В работе над рисунком или аппликацией по замыслу дошкольника педагог может увидеть переживания ребенка по той или иной причине, его интересы и видение себя в мире. Старшие дошкольники стремятся создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие (нажим, цвет, динамика и т. д.). По этим изображениям можно судить о неприязни ребенка к чему – то, испуге и т. д.
Старший дошкольный возраст является центральным в развитии воображения, поэтому необходимо целенаправленно развивать механизмы творческого воображения, которое оказывает сильное влияние на способность ребенка адекватно регулировать свое самосознание, эмоции [4]. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению, и эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего "Я". Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.
Для формирования самооценки детей очень важно вселить в них веру в собственные силы и возможности. Не стоит акцентировать внимание на точном воспроизведении изображаемого, ключевым моментом должна стать передача индивидуальности, своего отношения к изображаемому предмету или явлению через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства [3].
Благодаря оценочно-рефлексивному компоненту по итогам работы изобразительно-конструктивной деятельности дошкольников, педагог может регулировать самооценку детей в нужном направлении различными приемами.
При анализе результатов деятельности и педагогической оценке работ очень важны следующие моменты:
эмоционально-положительная реакция на результат труда в любом случае (даже если работа не удалась);
благодарность тех детей, которые обращались за помощью;
значимость продуктов деятельности для взрослых;
последующее использование работ в качестве наглядных и игровых материалов;
стимулирование дошкольников к воспроизведению содержания занятий в самостоятельной деятельности.
Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательно-образовательное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом [3].
Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.
В результате анализа дети понимают, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критические замечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.
Важным и обязательным является демонстрация выполненных работ родителям и любому, кто зайдет в группу. Работы красиво расставляются на стендах в раздевалке. Педагогу следует привлекать внимание созерцателей к достижениям всех детей – это еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми [3].
Таким образом, продуктивные виды деятельности являются интересным и интерактивным средством, позволяющим формировать самооценку старших дошкольников при их непосредственном участии, а так же участии их близких взрослых, что дает возможность наладить взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
Список использованных источников
1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика – 2009. – № 4. – С. 18 – 22.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс; пер. с англ. – М. :Прогресс, 1986. – 420 с.
3. Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка [Электронный ресурс]. - URL : https://infourok.ru/vliyanie-produktivnoy-deyatelnosti-na-razvitie-lichnosti-rebenka-2134995.html ( дата обращения: 16.03.2019)
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Выготский. – М. : Юрайт, 2017. — 200 с.
5. Ольховая, К. Э. Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 103-105. — URL : https://moluch.ru/archive/119/33126/ ( дата обращения: 14.03.2019).
6. Сережникова, Р. С. Компетентностно-деятелньостный подход в профессионально-педагогическом образовании [Текст] / Р. К. Сережникова // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал – 2015. – №3. – С. 127-133.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL : https://fgos.ru/ ( дата обращения: 15.03.2019)
8. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. // учеб. пособиеМ: Наука, 2010. - 144 с.