Татьяна Спиридонова
Роль оригами в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Орига ми - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.
История оригами
Публикация «Роль оригами в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка - по большей части это искусство развивалось в Японии. Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии.
Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.
Первая книга, про оригами была написана в Японии в 1797 году, под названием: «Как сложить тысячу журавлей». Всем известна история о девочке, которая была неизлечимо больна. Она верила в чудо, и каждый день делала бумажных журавлей и отдавала их больным детям. Девочка верила, если она сделает тысячу журавлей, то болезнь исчезнет, но болезнь оказалась сильнее ее. Она успела сделать только 662 журавля.
В Японии и Китае существует поверье, если сложить, тысячу бумажных журавлей, то осуществится самое заветное желание.
В 1960-х искусство оригами стало распространяться по всему миру, первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные течения. В наше время оригами превратилось по-настоящему в международное искусство, им занимаются многие очень известные люди, писатели, поэты. Во многих странах, существуют кукольные театры, где персонажи сделаны с бумаги.
Чаще всего оригами преподают детям в детских садах, начальной школе и различных кружках домов творчества. Целью таких занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, это влияет на развитие у детей целого ряда способностей и навыков.
Оригами –это вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной (как, например, при письме или рисовании) и без необходимости удерживания инструмента.
Возраст детей 5-7 лет определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, развитием ручной умелости, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность занятий по оригами - 2 года.
Предусматривается 2 этапа работы:
· 1) - с детьми 5-6 лет (старшая группа);
· 2) - с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Занятия по изготовлению поделок в технике оригами проводятся один раз в неделю. Их длительность не должна превышать 25-30 минут.
Для занятий оригами необходимо заранее подготовить: разноцветную бумагу; ножницы с тупыми концами; клей или клей-карандаш, кисточки, клеёночки, салфетки.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Разнообразить занятия можно чтением небольших литературных текстов, загадок.
В течение года в группе наблюдается положительная динамика развития воспитанников.
Дети хорошо различают геометрические фигуры.
Способны создавать поделки по схемам и словесной инструкции воспитателя.
Успешно подбирают цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию.
Проявляют значительный интерес к деятельности.
У детей произошло значительно более активное развитие мелкой моторики рук, ручной умелости и глазомера.
Они научились созданию изделий, выполненными в технике оригами; у детей развивается художественный вкус, творческие способности и фантазия.
В следующем году занятия по оригами с детьми планируем продолжать.
Соколова, С. Азбука оригами / С. Соколова. Москва : Эксмо; Санкт-Петербург : Домино, 2004.
Соколова, С. Школа оригами : аппликация и мозаика / С. Соколова. Москва : Эксмо, 2004.
Афонькин, С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Санкт-Петербург : Кристалл ; Москва : Оникс.
Соколова, С. Сказки оригами : игрушки из бумаги / С. Соколова. Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : Валери СПД, 2004.
Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. Ярославль, 2004.
Мусиенко, С. Оригами в детском саду / С. Мусиенко, Г. Бутылкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=22123