Виктория Панкратова
Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс- мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Публикация «Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту.
Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение.
Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказки позволяют ребенку реализовать свои потребности в активности, независимости. Равняясь на героев, которые всегда в действии, стремятся к цели, преодолевая препятствия на своем пути, дети учатся понимать, что успеха можно добиться, лишь приложив усилия, волю, проявив настойчивость и целеустремленность. Герои сказок по сюжету нередко должны узнавать что-то новое, справляться с трудным заданием, что формирует у ребенка познавательную активность и интерес к обучению. Кроме того, поучительный сказочный опыт поневоле откладывается в сознании слушателя. Сказка расширяет и обогащает используемые ребенком способы познания окружающей действительности.
Поэтому, на мой взгляд, следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Через сказку происходит :
• интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• развивается познавательный интерес;
• расширяется представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
• развивается свободное общение с взрослыми и детьми (сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, а также помогают развивать логическую связную речь. Очень важно делать речь малыша красивой, образной, эмоциональной - и в этом также может помочь сказка. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы);
• формируется интерес к книгам и потребность в чтении;
• воспитывается умение слушать.
В моей группе создана соответствующая развивающая среда : книжный уголок с подбором необходимой литературы, подобраны дидактические, настольно- печатные игры, набор карточек «Герои русских народных сказок», различные виды тетра.
Я в группе целенаправленно и планомерно провожу работу по ознакомлению детей со сказками посредством разнообразных форм и видов деятельности в образовательном пространстве:
-Чтение сказок с последующей драматизацией.
- Рассматривание иллюстраций.
- Беседы, беседы-обсуждения.
Как же читать (рассказывать) сказку детям? Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. При чтении я слежу не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Рассказывая сказку, я вижу лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, я замечаю, какие моменты его взволновали. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий.
Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.
Следующим этапом работы со сказкой является драматизация. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.
Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Участвуя в сказке, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к театрализации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.) Здесь помогают дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев) и другие.
Дидактическая игра «Пропущенный кадр»
Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Оборудование: серии картин для рассказывания сказок.
Ход: по порядку перед ребенком раскладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом становится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
Использованием драматизации, как приема, я привлекаю к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.
Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.
Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.
Драматизация является одним из элементов сказкотерапии.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Драматизация в сказкотерапии или, как говорят психологи, игровое действие – это вспомогательное условие. Это способ раскрепостить ребенка, помочь процессу общения стать более доверительным.
В своей работе пользуюсь еще таким распространенным приемом, как рассматривание иллюстраций в книге, который усиливает воздействие текста и способствует лучшему его пониманию. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы я акцентирую внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В работе со сказками не обходится без родителей. Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготавливают атрибуты и костюмы к спектаклям и праздникам, участвуют в них. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, стихами.
В уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.
Для закрепления знаний в группе провожу литературные досуги. Цель которых является: учить детей узнавать сказки по иллюстрациям, по отрывку, предметам, куклам (т. е. по характерным признакам и действиям героев). Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику; развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи. Учить сочетать движения и речь. Развивать интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности, творческое воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.
Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.