инна шишелова
Родительское собрание на тему «Роль музея в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Подвести родителей к выводу о том, что реализация направления «Музейная педагогика», играет огромную роль во всестороннем развитии дошкольников.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание на тему „Роль музея в познавательном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Формировать представления родителей о необходимости приобщения детей к миру искусства, музейной культуре.
Способствовать развитию познавательного интереса родителей к музейной культуре.
Продолжать приобщать к созданию мини-музеев в группе.
Воспитывать уважительное отношение к миру искусства.
Предварительная работа:
Консультации для родителей «С чего начинается музей», «Путешествие по музеям».
Анкетирование родителей «Нужны ли нам музеи…». Наборы открыток. Фотовыставки, буклеты, памятки для родителей.
Оборудование:мультимедийная установка, диск с презентацией «Наши мини-музеи», мини-музей «Ластоногий символ озера Байкал», оборудование для аппликации в нетрадиционной технике, «Волшебный мешочек», предметы по количеству родителей, карточки для рефлексии, памятки.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: воспитатель, родители.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Обозначение проблемы.
3. Дидактическая игра «Определи на ощупь музейный экспонат».
4. Выступление Гребенюк Натальи Юрьевны «Поделись опытом».
5. Интелектуальная викторина «Путешествие по музеям мира».
6. Начало дискуссии: «Этапы всестороннего развития дошкольников при создании мини-музеев».
7. Творческая деятельность родителей : изготовление альбома «Какая разная нерпа».
8. Показ слайдов «Наши мини-музеи».
9. Организация выставки «Забытые вещи».
10. Памятки для родителей : «Идем в музей».
11. Заключительное слово воспитателя (вывод).
Ход:
Добрый день уважаемые родители! Я рада встречи с Вами! Сегодня мы поговорим о роли музеев во всестороннем развитии дошкольников.
Что бы нам приблизиться к теме нашей встречи, предлагаю Вам игру «Угадай на ощупь музейный экспонат» (предметы подбираются по количеству родителей). У меня приготовлен «Волшебный мешочек» в котором лежат музейные экспонаты, Вы по очереди будите на ощупь определять и называть предметы и буквально несколько слов о нем.
Проводится игра с родителями «Угадай на ощупь музейный экспонат».
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой своей мы вышли со двора, я поведу тебя в музей, сказала мне сестра…». А что делать, если нет возможности в воскресный день посетить какой-нибудь музей?
Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В чем еще одно преимущество мини-музеев, в том, что дети не только могут потрогать экспонаты, но и поиграть с ними, поэкспериментировать и даже сами создают музейные экспонаты, коллекции. Ну и вы уважаемые родители, как вы уже успели заметить участвуете в создании наших мини-музеев, проявляете интерес к музейному делу, создавая вместе со своими детьми интересные поделки.
В нашей группе есть опыт создания домашнего мини-музея, мама Александры Гребенюк хочет Вас познакомить со своим творением, рассказ Натальи Юрьевны Гребенюк:
Летом мы с детьми ездили отдыхать на Байкал и посетили нерпенарий. У детей было много восторга от увиденного и конечно много вопросов о жизни нерпы, как и где они живут, чем питаются, как размножаются…. И поскольку в течение года мне часто приходилось принимать участие в создании мини-музеев группы, я решила, а почему бы и нам с детьми дома не создать свой маленький музей о нерпе. С Байкала мы привезли сувениры, камушки, ракушки, открытки, мягкую игрушку нерпу: решили дополнить наш мини-музей собственными рисунками, поделками, макетами. Вместе с детьми сходили в библиотеку, рассмотрели журналы, книги о Байкале, его растительном и животном мире, я рассказала детям о «Красной книге» и ее назначении, тогда Саша предложила мне изготовить своими руками «красную книгу», дети были огорчены, что из - за рук браканьеров и небрежного отношения людей к живой природе, вымирают многие виды животных. В процессе создания мини-музея о нерпе, мои дети узнали много информации не только о нерпе, но и о самом озере Байкал, изменилось отношение к природе, животным. Мой ребенок засыпает с нерпочкой – это ее любимая игрушка!
В течении года, на родительском информационном стенде, мы предлагали Вам различную информацию о музеях, именно поэтому, я предлагаю Вам интеллектуальную викторину «Путешествие по музеям мира».
1. Назовите самый большой музей мира (Парижский Лувр, чтобы его осмотреть понадобиться целая неделя, а то и больше).
2. Назовите самый маленький музей мира (в Литве, размещен в дупле старого дуба Д – 2 метра).
3. Назовите самый старый музей мира и город в котором он находится (Британский музей в Лондоне).
4. Назовите самые необычные музеи мира
1. Музей наказаний-Уругвай
2. Музей детства-Великобритания
3. Музей лжи-Германия
4. Музей шарлатанства-США
5. Музей шпаргалок-София
6. Музей червей-Каунас
7. Музей суеверий-г. Углич
8. Музей ангелов-Карелия
Назовите музеи одного предмета :
1. Часов
2. Копейки
3. Валенка
4. Утюга
5. Счетов
6. Чая
7. Салфеток
8. Лыж
9. Спичек
10. Бумаги
11. Огня
12. Шоколада
13. Мусора
В каком из Российских городов существует музей воды (Москва).
Назовите музеи города Братска :
1. Дом-музей имени Рябикова
2. Музей под открытым небом «Ангарская деревня».
3. Музей Братскгэсстроя п. Падун.
4. Музей «Русская изба» п. Осиновка.
Я предлагаю Вам более подробно проследить этапы всестороннего развития детей при создании мини-музеев. Как вы успели заметить, нам уже в какой то степени удалось проследить познавательное развитие детей (Саши и Артура).
1 этап: Сначала необходимо собрать информацию, подобрать художественную литературу, иллюстративный материал, провести при необходимости опыты, эксперименты с различными материалами (водой, песком) и вот работа закипела! В группе создается выставка картин, иллюстраций, открыток, буклетов, схем-зарисовок, моделей – у ребенка расширяется кругозор, развиваются познавательно-исследовательские способности, дети узнают интересные факты о каких-то исторических событиях.
2 этап: Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок и т. д. Здесь у ребенка развивается память, мышление, умение выразительно читать строки стихотворений.
3 этап: Изготовление музейных экспонатов. Во время продуктивной деятельности формируются и закрепляются умения и навыки работы с краской, ножницами, пластилином, бумагой, работы в не традиционной технике рисования; конечно у ребенка развивается фантазия, творческие способности.
4 этап: При рассматривании картин дети составляют описательные рассказы, что способствует развитию связной, монологической речи, активизируется словарный запас.
6 этап: В сюжетно-ролевых играх: «Раскопки», «Археологи», «Лаборатория», «Экскурсовод» и т. д., дети узнают много информации о профессиях людей и проигрывают эти роли, учатся взаимодействовать друг с другом.
Ну, вот мини-музей уже создан, но есть еще и завершающий этап, который заключается в демонстрации своих работ. Наши дети приглашают на экскурсию в свой мини-музей сверстников из других групп и выступают в роли экскурсовода (показывают и рассказывают им о своих поделках, рисунках, вообщем демонстрируют плоды своего труда, тем самым у ребенка повышается самооценка, уважение к своему труду, к труду взрослых, дети учатся общаться со сверстниками в доброжелательной форме, дают им свои советы, рассказывают, что нового они узнали).
Нам удалось с Вами немного понаблюдать за всесторонним развитием Ваших детей.
А сейчас я предлагаю Вам побыть в роли Ваших детей, пополнить мини-музей экспонатами, который создали Саша со своим братом и мамой (родителям предлагается изготовить аппликации на тему «Ластоногий символ озера Байкал» в нетрадиционной технике исполнения – «Какая разная нерпа»).
Предлагаю вашему вниманию слайды «Наши мини-музеи» (показ слайдов).
Родителям предлагается создать выставку «Забытых вещей», заранее принесенных из дома и рассказать небольшую историю об этом предмете старины (может быть она передавалась по наследству или связана с каким то событием, имеет свою историю в жизни семьи).
Уважаемые родители, чтобы посещение музея доставило радость Вам и Вашему ребенку прислушайтесь к нашим советам:
Идем в музей - памятка для родителей.
1. Выберете музей в соответствии с желанием и потребностями ребенка.
2. Побеседуйте с ребенком о профиле музея (рассмотрите карту города Братска, где расположены музей, которые хотел бы посетить ребенок)
3. Напомните ребенку о правилах поведения в музее.
4. В музее не старайтесь охватить весь объем информации; подробней остановитесь на той, которая доступна и познавательна для ребенка, объясните незнакомые для него слово, сравнивайте и обобщайте экспонаты, интересуйтесь его мнением.
5. Экскурсия по музею не должна превышать один час.
6. После посещения музея побеседуйте с ребенком о том,что он запомнил, что было непонятно, интересно, красиво; предложите нарисовать ваш поход в музей, рассказать в детском саду о музее, экспонатах.
Эти памятки я вам подарю что бы они всегда были с вами.
Анкета для родителей :
1. Приехав в другой город Вы посетите музей?
2. Пойдете в музей один или с ребенком?
3. Как Вы думаете нужны ли музеи?
4. Посещаете ли вы музеи нашего города, если да, то какие?
5. Как Вы относитесь к созданию мини-музеев в дошкольных образовательных учреждениях?
6. Рассказывают ли дети о выставках в мини-музее нашей группы?
7. Любите ли вы коллекционировать предметы?
8. Есть ли у Вас желание создавать домашние мини-музеи?
В результате анкетирования родителей было выявлено : все родители заинтересованы к приобщению детей к музейному искусству.
Рекомендации:
Повышать уровень заинтересованности детей и родителей в создании мини-музеев в группе, продолжать формировать интерес к музейной культуре.