Ирина Михайлюк
Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Мой подход в работе с детьми.
«Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста «(из опыта работ).
Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы, с каждым годом увеличивается. В ходе многочисленных бесед с родителями меня насторожило одно обстоятельство: во всех таких разных и непохожих друг на друга семьях присутствовало одно сходство – современные родители перестали уделять должное внимание чтению книг, в частности сказок.
Публикация «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Свою работу по речевому развитию детейя выстраивала в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения городского округа город Выкса, успешно зарекомендовала себя в работе с дошкольниками 3-6 лет. Достигнутые результаты устойчивы и стабильно высоки.
Одним из наиболее эффективных путей развития речи дошкольников, в моей работе я считаю использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности - русской народной сказки. Сказка – это кладезь народной мудрости, она воспитывает детей интеллектуально и нравственно, а также оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. Читая сказку, я стараюсь научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание.
Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Поэтому целью моей работ стало :
Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи. Формировать навыки пересказа : понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству. Основные направления моей работы в речевом развитии детей по средствам сказки стало :
Повышение уровня развития речи детей дошкольного возраста, через чтение, пересказ сказки и сочинение сказок на новый лад.
Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Использование проектного метода.
Пополнение предметно-развивающей среды;
Вовлечение семей в образовательный процесс;
Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
Внедрение новых форм и методов работы.
Формы и методы моей работы по развитию речи детей черезсказку ведё тся по пяти направлениям это:Дидактические игры; Театрализация сказок; Мнемотехника, Психогимнастика. Проектная деятельность. Дидактические игры:За время работы я изготовила немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей. Театрализация сказок. В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию чтение или выразительное рассказывание сказки. МнемотехникаС прошлого года я в своей работе по развитию речи детей стала использовать мнемотаблицы. Мнемотехника – это искусство запоминания. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию. Психогимнастика. В своей работе я использую несколько методов психогимнастики:Метод «А что потом»; Метод «Совместное решение проблемного вопроса ксказке»;Метод «Моделирование»; Метод «Сказка про самого себя»;Метод «Сказки по-новому»;Метод «Сказка – калька». Новой формой работ с детьми стала проектная деятельность. В реализации проектов дети становятся равноправными участниками, помогают в выборе содержания и планировании действий. Свою работу по развитию речи детей через сказку я начала в 2014 году. Шла от простого к сложному, вовлекая родителей, детский сад, социум. «Проживём один день вместе со сказкой» - по подготовке и проведению дня открытых дверей в ДОУ (ноябрь 2014г.).«В гостях у сказки» (декабрь 2014 года) Детско- родительский проект «Что за прелесть эти сказки» (январь 2015 года). Детско- родительский проект «Живут рядом с нами сказки» (март 2015 года, Проект «Сказка умница и прелесть с нами рядышком живёт» (Февраль 2016 года, Литературная викторина «По дорогам сказок» (май 2016 года) Дети приобретали все больший опыт в рассказывании и театрализации сказок. Родители стали настоящими участниками общеобразовательного процесса, принимали активное участие во всех реализованных нами проектах. Делилась своим опытом на РМО, педсоветах и пр. Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что в ходе проведенной мной работы результатом стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного, которые помогут успешной адаптации в школе и требованиям учебного процесса. (ФГОС ДО).