Любовь Игнатова
Роль сказки в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в развитии ребенка
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок. В. А. Сухомлинский
Публикация «Роль сказки в развитии ребенка» размещена в разделах
Сказка. У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Не для забавы созданы русские народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями.
Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получили на ярких примерах народной сказки. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношение людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.
Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным.
Тут приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребенка так, что он даже об этом не догадывается. Сказка не дает прямых наставлений ребенку : слушайся родителей, уважай старших, не обижай младших; но в ее содержании заложен урок, который он при чтении прекрасно воспринимает.
Например, сказка «Маша и медведь» предостерегает: выходить из дома одному нельзя, а сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Сказки «Гуси и лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» учат слушаться старших. Сказка «У страха глаза велики» высмеивает страх и трусость, а «Лиса и журавль» - хитрость. А сказки «Морозко», «Царевна - лягушка» - трудолюбие. Сказка учит добиваться намеченной цели, несмотря на препятствия и временные неудачи, верить в торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолевать трудности.
Я поставила перед собой цель: воспитание у дошкольников добрых чувств через знакомство с русскими народными сказками. В детском саду я использую следующие этапы работы со сказкой : читаю сказку максимально выразительно, так как дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жесты взрослого. Я сразу показываю соответствующие картинки. Рассказываю сказку несколько раз, так как во время повторных прослушиваний сила эмоциональных переживаний нарастает, а ребенок более вникает в ход событий, яснее становятся образы сказочных персонажей, их поступки, взаимоотношения. Я подбираю и изучаю литературу по теме, составляю перечень народных сказок по возрастам. Воспитываю у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг к другу, добрые чувства ко всему живому, любовь к своему краю. Привлекаю родителей к воспитанию у детей любви, интереса к русской народной сказке в условиях семьи. Я сделала пальчиковый и настольный театр. Сделала подборку игрушек по сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три поросенка» и другие. Оформила альбомы по русским народным сказкам.
Сказочные персонажи помогают мне во время завтрака. Например, Маша «кушала кашу» вместе с детьми, и дети охотно ели с ней. Когда идет прием детей в детский сад, я встречаю их сказочным персонажем со словами «Ребятушки — козлятушки, заходите ко мне в гости, будем играть, петь». «Я Колобок — румяный бок, рад, что вы ко мне пришли».
Я использую сказочный персонаж из сказки — внучку для обучения детей навыкам самообслуживания. Для этого я изготовила игру «Оденем куклу Машу на прогулку». Дети быстро освоили прием одевания и раздевания.
Вовлекаю детей в игры, беседы с куклами — персонажами сказок, я заранее готовлю персонажи, использую бросовый и природный материал. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества. Вместе с детьми мы рисуем сказки, используя различные техники, лепим из соленого теста, пластилина, делаем аппликации из бумаги, ткани, различных нитей.
Я сделала развивающие игры, в которые дети с удовольствием играют: «Из какой сказки герой», «Найди половинку», «Собери сказку», «Из какой сказки предмет», «Подбери картинку» и др.
Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает за потребность ребенка в чтении, в познании, в общении, в самовыражении, в проявлении активности и самостоятельности. И если сложить все тропинки радости, которые проложила сказка к детским сердцам, то получится дорога до луны.
И если теперь мы слышим вопрос «Где живет сказка?», то с полной уверенностью можно сказать, что сказка живет в каждом уголке нашего сада, в наших сердцах, рядам с нашими детьми, а дети живут в сказке!