Оксана
Роль музыки в развитии двигательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это наиболее оптимальное время приобщения ребенка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности.
Публикация «Роль музыки в развитии двигательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, способствует организации коллектива. Выполнение физических
упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом
Музыка при выполнении зарядки в детском саду выполняет ряд функций: Сигнал к началу и завершению упражнений. Мелодия помогает детям
сориентироваться, когда начинать движение, а когда пора остановиться. Младшим дошкольникам бывает сложно сориентироваться по словесной команде, поэтому все движения на зарядке с воспитанниками выполняются под музыку.
Соблюдение принципов доступности и постепенности при подборе музыкального сопровождения не менее актуально, чем при составлении собственно физических упражнений. Необходимо, чтобы выбранная музыка была адекватна психовозрастным особенностям детей, их музыкальному и жизненному опыту. В то же время, следует постепенно усложнять музыкальный материал, обеспечивая тем самым эстетическое и музыкально-ритмическое воспитание и развитие детей.
Определение темпа элементов зарядки: маршировки, бега, прыжков, наклонов, поворотов, махов. Группа должна синхронно выполнять движения. Ориентироваться на ритм музыки детям доступнее, чем на движения одногруппников. Во время ходьбы не собьёшься, если шагаешь в ритм звучащему маршу. Указание на характер упражнений. Медленная мелодия подразумевает плавные движения, быстрая — ритмичные действия. Музыка способствует выразительному выполнению, дети стремятся делать упражнения не механически, а эмоционально.
Движения становятся более совершенными, когда они выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный) движения детей приобретают различный характер. Они могут быть четкими, энергичными и легкими, мягкими, плавными, спокойными.
Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального
произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.
Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений. Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий, «стелющийся» требует музыки такого же характера, например вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасыванием ног - стремительного, задорного галопа или польки.
Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором - плавная.
Общеразвивающие упражнения разделяют обычно на две основные группы: без предметов и с предметами. По характеру их также можно разбить на несколько основных групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.
Первая группа объединяет упражнения движениями плавными, с большой амплитудой. К этой группе можно отнести упражнения с обручами, шарфами, лентами. Их основное музыкальное сопровождение — вальс умеренного темпа.
Вторую группу составляют упражнения четкого, динамичного характера. Музыкальным сопровождением может служить умеренного темпа бодрый марш или жизнерадостный гавот.
Третья группа включает упражнения с четкими, энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружинящие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны. Музыкальное сопровождение отличается быстрым темпом и большой динамичностью, преимущественно звучит полька.
Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. Разучивание сложных элементов упражнения проводится без музыки. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему большую выразительность.
Синтез музыки и физических упражнений существенно повышает само
качество занятий физкультурой и способствует повышению двигательной активности детей. Использование музыки во время двигательной активности детей не только улучшает эмоциональный фон, поднимает настроение, оптимизирует деятельность внутренних систем организма, улучшает функционирование высших нервных процессов, но и повышает эффективность
образовательного процесса по физическому воспитанию. Музыкальное
сопровождение помогает детям настроиться на определенный лад и выражать свои чувства, эмоции через движения.
Литература
1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
2. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение». 3. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»