Елена Фоменко
Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Характеристика музыкально – сенсорных способностей
Сенсорное развитие – не самостоятельный и изолированный процесс. Ведущий путь сенсорного воспитания – педагогическая организация восприятия ребенком предметов, явлений, их различных свойств, их разнообразных отношений.
Публикация «Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Назначение сенсорного воспитания очень часто рассматривается лишь в плане развития органов зрения и осязания и направлено на ознакомление детей с формой, цветом, пространством. Почти совсем не уделяется внимание развитию слуховых ощущений, лежащих в основе таких важных для художественной деятельности способностей, как музыкальный и фонематический слух.
В современном музыкознании существует определение принципов художественного воздействия музыки на слушателя.
Первый из этих принципов: музыка воздействует наилучшим образом в условиях одновременного совместного воздействия нескольких средств музыкальной выразительности.
Второй принцип отражает требования экономии средств музыкальной выразительности и сводится к тому, что наиболее важные из них несут сразу несколько функций: выразительную, формообразующую, техническую и. т. д.
Необходимо учесть также, что в музыкознании существует абсолютное и относительное понятие высоты, длительности звука и. т. д. Первое из них определяется законами акустики, мерами времени; второе – соотношением между звуками.
Процессы, сопровождающие восприятие музыки, не однородны, так как они должны быть адекватны столь же не однородному и многоплановому характеру музыкальных образов. Воспринимая их. ребенок встречается с большим разнообразием музыкальных средств и их сочетаний. В результате возникает динамика переживаний, появляются зачатки творчества. В основе музыкально – эстетического переживания лежит чувственная основа.
В музыкальном переживании трудно выделить его сенсорное зерно, так как по существу, оно все сенсорно, начиная с простейших музыкальных звучаний и кончая развитием сложных музыкальных образов; музыка всегда чувственно воспринимаема. Поэтому о границах сенсорной и эстетической зоны можно говорить весьма условно.
Однако в более широком смысле можно выделить общие и специальные группы сенсорных процессов.
Первые из них характеризуются целостностью восприятия средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязей, которые улавливаются воспринимающим субъектом. В этом случае речь идет о развитых формах сенсорных процессов.
Вторая группа объединяет более частные, локальные процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков.
В основе музыкальной системы лежит музыкальный звук с его четырьмя основными свойствами: высотой, длительностью, тембром, силой. В целях всестороннего и гармоничного музыкального развития ребенка нельзя упускать развитие восприятия их тембра и динамики звучания.
В структуру же музыкальных сенсорных способностей входят следующие компоненты: различение не только свойств музыкальных звуков, но и их выразительных соотношений и качество обследования музыкальных явлений.
Способ обследования музыкальных явлений предполагает: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного значения ; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, в игре на инструменте, в выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с приятными эталонами.
Формирование слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творчеством. Нет ни одного вида практической музыкальной деятельности, при которой можно обойтись без сенсорного опыта.
Сенсорные акты, не однородны на каждом этапе их развития : наиболее простые – различение свойства звуков в их простейших сочетаниях; сложные – восприятие музыкальных образов.
Каждый из этих этапов характеризуется своими задачами
целенаправленного восприятия.
2. Музыкально – сенсорное воспитание детей
Задачи:
-формировать слуховое внимание детей;
-приучать их вслушиваться в разнообразные. гармоничные звуковые сочетания;
- улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений;
- обучать способам обследования музыкального звучания;
- развивать музыкально – сенсорные способности.
Под сенсорным музыкальным развитием понимается определенный уровень слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанный с выразительными средствами музыки в их простейших сочетаниях.
Предполагается также наличие сенсорных способностей : вслушивания, различения, узнавания, сопоставления, обследования, комбинирования звуковысотных и ритмических, тембровых и динамических отношений в условиях различной музыкальной практики.
Сенсорное музыкальное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей.
Так высотные отношения в музыкальных произведениях выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков, различных по высоте, в виде изменения направления движения мелодии, разнообразных интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств.
Ознакомление с ритмическими отношениями происходит путем сопоставления длительностей (преимущественно четвертей и восьмых, вариативное сочетание которых очень выразительно и разнообразно, что позволяет видоизменять задачи восприятия и воспроизведения.
Тембровые свойства демонстрируются реальным звучанием различных инструментов, певческих голосов и звукоподражанием голосам животных, птиц.
Динамические зоны, группирующие основные оттенки, а также другие нюансы, направленные на выражение эмоционального содержания музыки, раскрывают перед детьми их выразительное значение.
Все эти отношения, звуковые сочетания выполняют выразительные функции.
Первоначальная ориентировка в музыкальных явлениях требует от детей :
- умение вслушиваться в музыкальное звучание;
- умение выделить то или иное свойство музыкальных звуков из общего их комплекса, услышать динамические, ритмические и другие изменения.
Усвоение способов вслушивания предполагает у детей наличие :
- умение сопоставлять сходные и контрастные сочетания свойств музыкальных звуков;
- умение относить явления, свойства звуков к тем или иным группировкам;
- умение находить те или иные свойства музыкальных звуков в условиях различной музыкальной практики.
Усвоение способов координации восприятия и воспроизведения требует от детей :
- умение контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности;
- умение подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков в их гармоничном звучании.
В процессе обучения пению хорошо формируется звуковысотный и ритмический слух. Но характер этого обучения должен отвечать определенным требованиям, в том числе и сенсорным. Нельзя опускать сенсорные звенья в системе музыкального развития.
В процессе обучения пению меньше уделяется внимания развитию динамического и тембрового слуха. Тем ни менее дети должны пытаться слиться голосами при исполнении динамических оттенков и подравняться по тембру.
Ритмический слух успешно формируется при опоре на моторные ощущения. Маршировка, бег, хлопки очень хорошо моделируют простейшие ритмические рисунки.
Динамические нюансы музыкальных произведений естественно выражаются в движении. Начиная от таких простых, как внезапная смена громкого и тихого звучания, сопровождаемая аналогичной сменой динамики в хлопках, и кончая более сложными – усилением и ослаблением звучания музыки, выражаемого в движениях большей или меньшей амплитуды, их энергичностью, сменой участия в движении всего коллектива детей или небольшой его группы,- все это является хорошим материалом для развития динамического слуха на занятиях ритмикой.
А вот тембровые отношения могут быть связаны:
-может иметь место имитация игры на инструментах, и ребенок воссоздает в своем воображении их тембр;
- происходит смена характера движения в соответствии с игрой на настоящих музыкальных инструментах;
- шире могут быть использованы игровые приемы, направленные на решение задач различения тембров голосов детей, различных звукоподражаний.
На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, но этим не стоит ограничиваться. Нужна еще такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки.
3. Музыкально – дидактические игры как средство развития сенсорных способностей.
В процессе игр происходит ознакомление с эталонами, которые легко принимаются детьми, так как они основаны на имеющемся у них опыте. Дидактические игры открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально –дидактическая игра по своей структуре должна включать развитие игровых действий и отражать единство музыки и движения. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Условно можно отметить некоторые наиболее характерные виды и структуры игр в связи с развертыванием игровых действий и постановкой дидактических задач.
Наиболее распространенная структура предполагает спокойное музицирование и носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку. Этот вид напоминает хорошо известные настольные дидактические игры по развитию чувства формы, цвета, объема предметов. Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания. Имеются в виду не только игры – пособия (нотное лото, музыкальные шкатулки, музыкальные лесенки и. т. д., но и игры с пением и движением.
Игры отличаются и по своим игровым действиям, и по сенсорным заданиям. В связи со структурой музыкально – дидактических игр отчетливо выступает роль игровых правил.
Обобщенно правила направлены на какое-то преимущество:
- входят в домик, если узнают, кто в нем сидит и кто мяукал – большая ли кошка. или котенок (различение высотных отношений в игре «Чей домик?»);
- становятся ведущими, если различают тембр звучания инструментов («Бубен с погремушкой»);
- выполняют роль дирижера (различение тембра инструментов в игре «Оркестр»);
- и наоборот, не выполнившие задания выходят из игры, получают меньше очков и. т. д.
В музыкально-дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению.
-