Марина Рекало
Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
1. Введение.
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр возможностей для ознакомления ребенка с окружающим миром.
Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанников. Однако, наряду с положительными изменениями, в дошкольном образовании обозначились и проблемы: если несколько лет тому назад дети шли на музыкальное занятие с огромным желанием, то в последнее время, по ряду причин, мной отмечено снижение мотивации воспитанников к данному виду деятельности (Мониторинг сентябрь, 2012 г) (Приложение№1, выявлена недостаточная музыкальная культура родителей дошкольников. Проанализировав ситуацию и осознав ее актуальность, я пришла к выводу, что нужно повышать интерес воспитанников к занятиям музыкой, организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался как в ходе образовательной ситуации, так и вне ее, а также формировать музыкальную культуру родителей воспитанников, применяя в работе информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).
Публикация «Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сделать это было непросто: отсутствовала программа и методические пособия в помощь музыкальным руководителям ДОУ, обозначились определенные трудности в самостоятельном изучении технологии.
Но, включившись в работу по использованию ИКТ, я пришла к выводу: использование информационно - коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников необходимо, причем практически во всех видах детской музыкальной деятельности.
2. Содержание педагогического исследования.
Реализуя задачи обучения воспитанников восприятию (слушанию) музыки, я использовала в работе мультимедийные презентации, которые создавала как в программе Power Point, широко используя возможности раздела «Анимация» и заставляя фигурки двигаться, конвертируя презентацию в видеофайл через программу PPT2DVD, так и Windows Movie Maker, находя для этого подходящие картинки в интернете, редактируя их в программе «Диспетчер рисунков», вставив нужную музыку, применив видеопереходы и видеоэффекты, накладывая названия и титры и сохраняя на компьютере. В данный момент осваиваю программу ProShow Producer.
Созданные мультимедийные презентации применяла
- при проведении непосредственно образовательной деятельности («Осень», «Зимнее настроение»);
- знакомстве с биографией, творчеством композиторов как в образовательной ситуации, так и при проведении музыкальных гостиных (П. И. Чайковский «По страницам «Детского альбома», Н. А. Римский – Корсаков «Сказка в музыке», ознакомлении с музыкальными инструментами, в качестве иллюстраций к музыкальным произведениям, жанровых картинок, в мультфильмах, видеофильмах «Балет», «В театре»).
Детское исполнительство, проявляющееся в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах развивает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности также предполагает использование информационно-коммуникационных технологий:
- при проведении дыхательной гимнастики («Подуем на тучки, на снежинки, на одуванчик»);
-в работе над чистотой интонирования (технологии О. Кацер, Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»);
- в классических, проверенных временем упражнениях - распевках для развития звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной;
- в использовании опорных рисунков для обучения заучиванию текста песен, овладения приемами работы с мнемотаблицами, как видеозаставки к детским песням.
Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических движений помогает воспитанникам качественно выполнять упражнения, перестроения, соблюдать их последовательность и выразительность.
В данном виде музыкальной деятельности мной использовались
- видеоролики с показом качественного исполнения танцевальных композиций;
- анимации – схемы для обучения детей выполнению музыкально- ритмических движений.
В игре на детских музыкальных инструментах, в работе по обучению воспитанников элементарному музицированию, применялись обучающие модели, при помощи которых дети знакомились с ритмическими схемами, помогающими правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, работали с видео-партитурами для игры в оркестре.
Также в работе с воспитанниками активно использовались игровые пособия с применением ИКТ, предназначенные для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, накопления опыта восприятия музыки, развития музыкального слуха, креативности, коммуникативных качеств. Это музыкально-дидактические игры «Зайцы на полянке», «Узнай музыкальный инструмент», «Теремок» и другие.
Информационно - коммуникационные технологии широко применялись при проведении праздников, развлечений в ДОУ, в выступлениях с воспитанниками (концерт в Новоминской сельской библиотеке, посвященный Дню пожилого человека, во взаимодействии с семьями воспитанников (при проведении родительских собраний, активизации родителей для выступления на утренниках, в театральных постановках).
При создании презентации продумывался стиль, фон, иллюстрации, материал, доступный для восприятия ребёнка, обращалось внимание на соблюдение санитарно - гигиенических норм.
3. Анализ полученных результатов.
Разработка и применение на практике собственных мультимедийных моделей, игровых пособий позволило повысить как интерес и желание детей заниматься музыкой, так и качество воспитательно-образовательного процесса, сделав процесс обучения интересным, а развитие ребенка более эффективным.
Сочетание инновационных технологий с традиционными методами обучения позволило улучшить результат образования, и помогло решить ряд задач:
- эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного, задействовать все виды памяти;
- расширить ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
-,способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- развить интегративные качества дошкольников;
- сформировать взаимодействие с родителями воспитанников в вопросах музыкального воспитания.
В дальнейшем планирую продолжить работу по созданию новых моделей, презентаций, дидактических игр средствами ИКТ, продолжать активно заниматься самообразованием, внедрять инновационные технологии в педагогический процесс.
В результате анализа полученных результатов своей работы можно сделать вывод:
использование информационных коммуникационных технологий в реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие. Музыка» дало возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его результативность, сформировать устойчивый интерес, музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста, способствовало повышению музыкальной культуры родителей воспитанников ДОУ.
Использованная литература :
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. заведений, М. «Академия», 2008.
2. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании : аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011. (https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf)
3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С. 128
4. Князева Ю. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ.
Ю. Н. Князева, Т. В. Гаус // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.