Нелли Середина
Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. При наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.
Публикация «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах
От греч. kinesis – движение, therapia – лечение. У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.
Можно рекомендовать следующие эффективные приемы развития мелкой моторики рук:
*«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
*«Кулак – ребро - ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрям-ленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро – ладонь).
*«Ребро - ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
*«Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
*«Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
*«Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.
*«Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении – вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.
*«Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
Литература:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в лопедии / В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109, с.
2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
3. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)/ Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб., 1999.
4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
5. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обу-чение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 1999
6. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М., 1999