Нелли Середина
Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. При наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.
Публикация «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах
От греч. kinesis – движение, therapia – лечение. У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.
Можно рекомендовать следующие эффективные приемы развития мелкой моторики рук:
*«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
*«Кулак – ребро - ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрям-ленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро – ладонь).
*«Ребро - ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
*«Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
*«Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
*«Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.
*«Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении – вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.
*«Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
Литература:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в лопедии / В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109, с.
2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
3. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)/ Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб., 1999.
4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
5. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обу-чение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 1999
6. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М., 1999