Екатерина Морзавицкая
Методическая разработка «Речевые нарушения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка "Речевые нарушения у детей"
В наше время по данным исследований 60% детей имеют нарушения речи. И с каждым годом в дошкольных учреждениях количество таких малышей неизменно растет. Благодаря работе специалистов ДОУ : воспитателей, логопедов, дефектологов, во многих случаях удаётся исправить и предотвратить развитие тяжелых речевых патологий в дальнейшем. Однако, специализированных коррекционных образовательных учреждений у нас не достаточно, а логопункты в обычных садах не могут, в силу различных причин, охватить данной работой всех, нуждающихся в помощи, детей. В результате, у части детей к подготовительной группе остаются нарушения речи. В следствии чего у этих деток обязательно появляются трудности в освоении письменной речи, которые в свою очередь приводят к снижению уровня овладения школьной программой.
Публикация «Методическая разработка „Речевые нарушения у детей“» размещена в разделах
Так, сейчас среди детей младшего школьного возраста очень распространены такие нарушения, как – дислексия (частичное специфическое нарушение процесса чтения)
Проявляется в затруднении опознания и узнавания букв;
Ребенок неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);
При чтении пропускает буквы (не читает их);
Ребенок может добавлять лишние звуки
В затруднении слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Ребенок просто
не может составить из букв слога (отрывает в нем звуки друг от друга);
Переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);
Ребенок читает очень медленно; плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе,
Не может запомнить прочитанное и пересказать его.
- дисграфия (специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера)
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (с-з, у-ю, б-п и тд.)
Ребенок не может писать ровно (удерживать строку);
Пишет буквы разного размера;
Может добавлять буквы в словах или пропускать их, переставлять их местами;
Может писать слева направо;
Может разрывать при письме слово на части или писать два слова слитно
У него очень плохой почерк
В итоге ребенок в первом классе (бывает, что и в последующих) не может толком выучиться читать и писать.
Каковы же причины этих нарушений? Современные исследователи выделили некоторые основные причины нарушений чтения и письма:
1) У ребенка нарушен речевой слух - то есть он не различает на слух одни звуки от других.
2) Ребенок путает произносительные образы звуков (путает артикуляционные позиции, в которых произносятся звуки). Это бывает, когда ребенок недавно научился правильно произносить звуки, а до этого заменял их на какие-то другие.
3) Ребенок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.
4) Ребенок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объем материала (зрительного или слухового, или и того и другого вместе). Он не способен, как бы одним взглядом, схватить и на какое-то время удержать в своем внимании, нужное ему в данный момент количество информации. Например, он не может воспринять целиком все слово. Отдельные его части выпадают из поля его зрения (или слуха).
5) Ребенок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно определять последовательность букв или звуков в слове.
6) У ребенка недостаточно четкие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо и пишет буквы как будто в зеркальном отражении. Эта проблема часто встречается у левшей.
Для того, чтобы избежать серьезных проблем в школе, необходимо еще в дошкольном возрасте выяснить предрасположен ли ребенок к нарушениям чтения и письма. Для этого нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию, а также уровень сформированности у него некоторых умственных действий.
Нужно проверить:
Нарушен ли у ребенка речевой слух.
Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи (звукосочетания, слова и предложения).
Устойчивы ли произносительные навыки ребенка.
Хорошо ли он воспринимает и анализирует зрительный материал.
Достаточный ли объем зрительного материала ребенок воспринимает и может удерживать в памяти.
Достаточный ли объем слухового материала он воспринимает и может удерживать в памяти.
Способен ли ребенок улавливать последовательность зрительных объектов.
Способен ли он улавливать последовательность слуховых объектов.
Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отношения.